1.Национальная экономика: результаты и их измерение.
Ведущим в систем национальных счетов является показатель валового продукта. Он характеризует объем национального производства независимо – продана продукция или осталась.
Существуют:
- валовый внутренний продукт (ВВП)
- валовый национальный продукт (ВНП).
ВВП представляет суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. Он характеризует экономическую силу страны.
ВНП – включает в себя сумму конечных товаров и услуг, произведенных национальными товаропроизводителями, экономическими агентами, действующими как стране так и за рубежом.
2 вида ВНП:
1) номинальный ВНП – выражающийся в текущих ценах;
2) реальный ВНП – стоимость конечного продукта, выраженная в сопоставимых ценах.
Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП.
Существует 2 способа подсчета ВНП:
1) по расходам;
2) по доходам.
По расходам:
1) потребительские расходы на покупку товаров и услуг (С);
2) инвестиционные: валовые, частные, внутренние (российских фирм) (J)
3) государственные закупки (G)
оплата гос. служащих
4)торговый баланс (ТВ)
(между экспортом и импортом)
ВНП = С + J + G + TB
По доходам:
1) платежи не связанные с получением дохода;
2) заработная плата, прибыль, %, рента.
Чистый национальный продукт: ЧНП
ЧНП = ВНП – Амортиз.отчисленная
Национальный доход : НД
НД = ЧНП – косвенные налоги
Личный доход: ЛД
Совокупность всех доходов, который получат граждане страны. Сюда входят и все социальные выплаты из бюджета.
Располагаемый доход: РД
РД= ЛД – подох.налог
Для оценки развития страны используются два показателя:
1) индекс развития человеческого потенциала (продолжение жизни, уровень образования и т.д.)
2) национальное богаство ( накопленные ресурса, оценка человеческого капитала.
2.Совокупный спрос – это определенный объем (V) продукции и услуг, который готов купить при определенном уровне цен – потребители, предприятия, правительство.
Кривая совокупного спроса
Чем ниже уровень цен, тем больше объем продукции и услуг будет куплен и наоборот.
Ценовые факторы совокупного спроса:
Денежные активы населения.
Процентная ставка, импортные закупки.
Неценовые факторы:
Потребительские расходы, инвестиционные, государственные расходы, расходы на чистый экспорт.
Инвестиционные (изменение процентной ставки за кредит, изменение налогов на бизнес, изменение ожидаемой прибыли от инвестиций).
А также: изменение вкусов потребителей, изменение качества товаров, изменение доходов покупателей, инфляционные ожидания.
Если существует высокий уровень цен, это увеличивает спрос на деньги, это увеличивает процентную ставку, и снизит инвестиционные расходы, потребительские расходы снизятся, значит повышение цен ведет к обесцениванию денежных вкладов населения (счета в банках, облигации).
Дорогостоящие покупки откладываются.
Увеличение пенсионеров (ведет к повышению спроса на лекарства).
Повышение спроса на спортивную обувь (значит больше покупают).
Уровень цен является важнейшим фактором влияющим на совокупный спрос.
3. ............