Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный университет Филологический факультет Кафедра педагогики НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ XIX ВЕКА Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Ольга Валентиновна ГЛАДЬЕВА, студентка филологического фак-та, ___________________________________________ Научный руководитель: Н.Б. Федорова, канд. пед. наук, доц. ___________________________________________ Дата допуска к защите: _______________________ Волгоград 2003 г. Оглавление Введение Глава 1. Позиция государства и общественно-педагогической мысли в понимании ценностных ориентиров развития национальной образовательной системы 1.1. Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала 1.2. Государственная стратегия реформирования национальной образовательной системы 1.3. Становление образовательного идеала в общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века Выводы по первой главе Глава 2. Инновационные поиски педагогической науки и практики гуманистических ценностей национальной образовательной системы середины XIX - конца XIX века 2.1. Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы 2.2. Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы Выводы по второй главе Заключение Литература 3 6 6 9 19 42 45 45 54 62 64 67 Введение. Актуальность. Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. В свою очередь, развитие этой идеи в общественном сознании неизбежно предполагает процесс реформ и инновационных изменений в системе образования, направленных на возрождение исторически сложившихся национально-отличительных форм образования. В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Выдающиеся отечественные мыслители этого периода (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Анализируя развитие педагогической мысли России, М.И. Демков отмечал, что никогда не было времени, чтобы педагогика работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы. Однако целостное раскрытие сущности данного понятия в этот период практические отсутствует, хотя отдельные аспекты рассмотрения образовательного идеала встречаются в работах М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского и др. В результате проблема образовательного идеала была поставлена в русской педагогике, но в качестве специального предмета исследования не выделялась. Именно поэтому современное изучение проблемы национального идеала в образовании необходимо начинать с обращения к процессу становления и развития данного понятия в педагогической науке и практике России XIX века, т.к. ............ |