Часть полного текста документа:Научная периодизация всемирной истории Шадрин Юрий Борисович Непроясненность теоретической ситуации вызывает к жизни интеллектуальный голод и путаницу. Нам предстоит научится корректному разделению процессов на этапы и периоды и выделению их существенных характеристик. Периодизация исторического процесса является краеугольным камнем всех теорий человеческого общества. Любая предложенная периодизация истории неизбежно влечет определенное представление об эволюции человеческого общества, о ее движущих силах, о направлении развития и т.д.. И философия истории, и историология или историософия обязательно требуют своей периодизации истории. Что такое история человеческого общества в своей целостности? Это всего лишь текущая фаза развертывающейся эволюции материи. Поэтому сущностное понимание истории должно исходить из представления обо всем процессе эволюции материи и, следовательно, быть неразрывно с философским мировоззрением. Часть I. Теоретический анализ эволюционного цикла повышения структурного уровня материи 1. Движущая сила эволюции материи Единственная характеристика материи кроме гносеологического отношения к сознанию есть существование или бытие. Существование и сущность - понятия не случайно одного корня, ибо существование и есть сущность самого существования, что отражено в едином немецком "das Wesen", означающем одновременно бытие, существование и сущность; аналогичном английском "being" или "essence" (существование и сущность) и "substance" (существование и материя). Существование не есть данная сущность материи, а результат стремления к существованию, которое выражается в стремлении к самосохранению. Существуют, т.е. обладают бытием лишь те материальные объекты, которые положительно решают проблему своего самосохранения. Весь мир существует только в силу того, что пронизан стремлением к самосохранению существования. "Быть или не быть - вот в чем вопрос!". Это "основной вопрос" и всех материальных объектов и, соответственно, исходный момент любого учения о развитии материи. В том числе истории. Мы должны говорить именно о самосохранении, а не об устойчивости, ибо последняя по своему понятию подразумевает именно устойчивость, а не самосохранение. Любое другое онтологическое основание логически потребует сверхестественного определяющего материю фактора. Это другое основание будет означать отказ материи в ее стремлении к самосохранению и приведет к тупику в вопросе о причине ее существования. Если бы реальные объекты руководствовались иной, нежели стремление к самосохранению стратегической целью эволюции, они неизбежно пришли бы к отрицательному решению основного вопроса бытия и погибли. Коль нет существования - любая другая цель не значима. Поэтому все прочие проявления материи априори производны, вторичны и лишь локально значимы, и не могут служить основаниями корректного описания эволюции (истории) материи. Самосохранение, являясь основой существования, не может не быть и движущей силой развития и эволюции материи вообще. Только теория, выводящая процесс развития из самосохранения может быть строго логичной и, соответственно, научной, т.к. у объектов материи есть единственное тавтологическое стремление "быть, чтобы быть". Так, синергетика не сможет объяснить причину развития материи, поскольку исходит из некоего, неизвестно откуда имеющего быть всеобщего стремления к упорядоченности, или самоорганизации. ............ |