Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения Дипломная работа студентки V курса Афониной И. Г. Творческий руководитель - доцент Клименко Н. П. Петрозаводск 2000 Содержание Стр. 1. Введение в вопросы воспитания исполнительского аппарата музыкантов. 3 2. Анатомическое строение руки. 10 3. Роль мышц в игровом аппарате исполнителя. 16 4. Физиологические процессы осуществляемые центральной нервной системой при игре на инструменте. 18 5. Роль двигательных центров в опорно-двигательной системе. 24 6. Движение - как художественный процесс. 27 7. Предпосылки профессиональных заболеваний. 33 8. Способы возвращения к творческой жизни. 51 9. Профессиональные заболевания (медицинское обоснование и способы лечения). 61 10. Приложения. 71 11. Список литературы. 81 "Только свобода - мышечная и психическая - создаёт счастливую предпосылку, приводящую к большим достижениям" Музыкальное исполнительство существует уже ни одно столетие, но вместе с тем приходится согласиться с тем фактом, что до сих пор ещё не решены основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата молодых музыкантов. И дело здесь не в недостатках теоретических и практических данных, накопленных за это время, а в ограниченности, противоречивости и часто, однобокости выводов из них. В фортепианной педагогике именно из-за неполадок в работе двигательного аппарата в своё время возникла масса направлений, пытавшихся обосновать теорию игры: механистическое, анатомофизиологическое и, наконец, психофизиологическое. И, всё-таки, не одно из этих направлений, кроме психофизиологического, так и не смогло дать исчерпывающего ответа на вопрос, на какой же основе должен воспитываться двигательный аппарат пианиста. Руки человека - один из самых совершенных аппаратов, созданных когда-либо природой. По своим возможностям, всеобъемлющей тонкости функций, отзывчивости и готовности выполнять приказы мозга они не имеют себе равных. Но вместе с тем, руки человека очень хрупкий организм и потребительское, бездумное отношение к ним может привести к необратимым последствиям. Вполне естественно и закономерно, что музыкант, не знающий своих собственных рук не может дать правильных знаний в этом вопросе своим ученикам. Никакое знание и умение не может быть полноценным, если оно происходит без азбучных истин. Ведь любая профессия, любая наука начинается с условия элементарных знаний. И каким бы скучным не казалось условие этих азбучных истин - без них всё-таки невозможно стать грамотным специалистом ни в какой области. Вполне вероятно, что прежде чем излагаемый материал усвоится, его придётся проработать с самого начала не один раз, но зато его усвоение создаст прочный фундамент для успешного профессионального развития и поможет в дальнейшем избежать ошибок. В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частым явлением, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Представители анатомо-физиологического направления (Л. ............ |