Часть полного текста документа:Некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации имущества должника на публичных торгах Волков Константин Николаевич, аспирант кафедры хозяйственного права Уральской Государственной юридической академии, г. Екатеринбург Торги в России - дело не новое и, как любое явление, имеют свою историю. Первые сохранившиеся акты с упоминанием мероприятий - предтеч публичных торгов относятся еще к XVII веку. Однако с установлением советского режима публичные торги исчезли из хозяйственной жизни страны, как и все относившееся к рыночному хозяйству. Новая история торгов исчисляется с начала девяностых годов прошлого века. С этого времени сфера проведения публичных торгов существенно увеличилась и включает в себя несколько отраслей права. В этой статье нам бы хотелось заострить внимание на некоторых проблемах возникающих при проведении торгов в рамках исполнительного производства, когда с публичных торгов принудительно реализуется имущество должника. Сразу же оговоримся, что многие проблемы возникают из-за недостатка правового регулирования. Основным нормативным документов, содержащим положения о торгах является ГК РФ, в которой данному институту посвящены всего три статьи 447-449. Согласно п. 6 ст. 447 правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Несколько статей ГПК, АПК и Закона об исполнительном производстве так же не дают ответа на возникающие на практике вопросы. Не наблюдается единого мнения и среди правоприменителей и теоретиков права, ведущих непрекращающуюся полемику на страницах журналов. Преступая к рассмотрению существующих проблем, хотелось бы для начала определить публичность торгов. Ведь в данном случае под публичностью понимается нечто большее, чем участие в торгах неограниченного круга лиц. Основным критерием для определения этого понятия, на наш взгляд, выступает интерес. Помимо частных интересов, как должника, так и его кредиторов, в ходе проведения публичных торгов преследуются также и публичные интересы - интерес государства в осуществлении процесса реализации имущества должника на законных началах в ходе обращения взыскания на имущество. Двойственный характер торгов не раз подчеркивался правоведами. Так, в "Договорном праве. Книга первая: общие положения" М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечали, что "торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" [1]. Следовательно, при возникновении коллизий в требованиях различных нормативных актов, приоритет будет отдан нормам закона, защищающего публичный интерес. Так В.В. Ярков, говоря о конкуренции ФЗ "Об исполнительном производстве" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пишет, что такая коллизия норм двух законов не может решаться по принципу конкуренции "общей" и "специальной" нормы, поскольку речь идет об актах различной отраслевой принадлежности, имеющих в одном случае частно-правовой, а в другом - публично-правовой характер. ............ |