Содержание
Общие принципы анализаторных систем
Зрительный анализатор
Заключение
Общие принципы анализаторных систем
Мы переходим к той части раздела, которая посвящена нейропсихологическому анализу сенсорных и гностических расстройств, возникающих при поражении разных уровней основных анализаторных систем.
Анализаторные системы человека – сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной модальности.
Принципы строения всех анализаторных систем:
Принцип параллельной многоканальной переработки информации, в соответствии с которым информация о разных параметрах сигнала одновременно передается по различным каналам анализаторной системы;
Принцип анализа информации с помощью нейронов – детекторов, направленного на выделение как относительно элементарных, так и сложных, комплексных характеристик сигнала, что обеспечивается разными рецептивными полями;
Принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню, в соответствии с которым каждый из них осуществляет свои собственные анализаторные функции;
Принцип топического (» точка в точку») представительства периферических рецепторов в первичном поле анализаторной системы;
Принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами, что достигается благодаря существованию общей модели (схемы) сигналов данной модальности (по типу «сферической модели цветового зрения»).
Как известно, работу анализаторных систем изучают многие дисциплины, прежде всего нейрофизиология. Нейропсихологический аспект изучения данной проблемы особый, это анализ нейропсихологических симптомов, возникающих при поражении разных уровней анализаторной системы, и построение общих теоретических представлений о работе всей системы в целом. При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем следует различать два типа расстройств:
Относительно элементарные сенсорные расстройства в виде нарушений различных видов ощущений (светоощущений, цветоощущений, ощущений высоты, громкости, длительности звука и др.)
Более сложные гностические расстройства в виде нарушений разных видов восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т.д.).
Первый тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторных систем, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора.
Второй тип расстройств обусловлен прежде всего поражением вторичных корковых полей, хотя в мозговой организации гностической деятельности принимают участие и многие другие корковые и подкорковые структуры, в том числе префронтальные отделы коры больших полушарий.
Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, носят название агнозий. В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Но мы рассмотрим один вид гностических расстройств зрительного анализатора.
Дислалия.
Ребенок: Шакиров Расим Рашидович
Тема: Звук «Ш».
ЦЕЛИ:
● Подготовка к коррекционной работе.
● Развитие артикуляционной моторики.
● Развитие мелкой моторики.
● Развитие дыхания.
● Развитие фонематического слуха.
Постановка звука «Ш».
Организационный момент.
Игра на развитие внимания с мячом.
«Назови предметы» (взрослый бросает мяч ребенку, ребенок ловит и называет, например, «овощи», «фрукты», «транспорт» и т.д.).
Артикуляционная гимнастика
общие упражнения
«голодные птенцы» (умение удерживать широко раскрытый рот в течении нескольких секунд).
«Рыбка» (удержание сомкнутых губ)
«Рыбка – голодные птенцы» (чередование открытого и закрытого рта).
«Белочка грызет орех» (умение смыкать верхние и нижние зубы)
«Лягушка» (умение растягивать губы в улыбку)
«Слоник» (умение вытягивать губы вперед)
«Лягушка – слоник» чередование.
«Язычок на прогулке» (умение поднимать язык вверх к носику и вниз к подбородку).
«Качели» (умение поднимать язык вверх, на небо, и опускать вниз за нижние зубы).
«Часики» (умение перемещать язык в лево – вправо.
«Накажем непослушный язычок» (умение удерживать язык расслабленным).
Специальные артикуляционные упражнения.
«Блинчик» (умение удерживать язык распластанным).
«Вкусное варенье» (умение заворачивать широкий язык на верхнюю губу)
«Чашечка» (умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями).
«Снежинка» (умение дуть на язык, края которого загнуты вверх).
Дыхательная гимнастика.
Вдох носом, выдох ртом (короткий)
Вдох носом, выдох ртом (длинный)
Упражнение «мыльные пузыри».
Дуть на вертушку.
Игра «Фокус» (положить на нос ватку, язык на верхнюю губу, подуть, чтобы ватка полетела).
Удержание артикуляционной позы звука «Ш». ............