Дальневосточный Государственный Медицинский Университет Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета
Учебно-методическое пособие для студентов
4 курса вечернего отделения факультета ВСО
Норма беременности (основные изменения в организме женщины при беременности)
Составители:
ассистент Е.А. Юрасова,
ассистент Т.И. Власова
Рецензенты:
профессор кафедры акушерства
и гинекологии лечебного факультета,
д.м.н. И.А. Блощинская,
зам. главного врача МУЗ
родильный дом № 4
г. Хабаровска,
к.м.н. Н.И. Безрукова
Хабаровск
2005
Список сокращений
АФП - α-фетопротеин ВДМ - высота дна матки ВИЧ - вирус иммунодефицита человека ДВС - диссеминированное внутрисосудистое свертывание ДЭАС - дегидроэпиандростерона сульфат
Е 1
- эстрон
Е 2
- эстрадиол
Е 3
- эстриол ЖКТ - желудочно-кишечный тракт ИМТ - индекс массы тела КПИ - кариопикнотический индекс ОЖ - окружность живота ПГ - прогестерон ПДР - предполагаемая дата родов ПЛ - плацентарный лактоген ПМП - предполагаемая масса плода ПОНРП - преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты Прл - пролактин RW - реакция Вассермана СТГ - соматотропный гормон СПИД - синдром иммунодефицита человека TORCH - токсоплазмоз и другие инфекции, передаваемые половым путем (хламидии, уреаплазма, микоплазмы и т.д.) УЗИ - ультразвуковое исследование ХГ - хорионический гонадотропин человека
Цель
Рассмотреть физиологические и психологические изменения, обусловленные беременностью; изучить строение наружных и внутренних половых органов; оценить роль женского таза с акушерской точки зрения; определить задачи и роль медицинской сестры в период беременности; рассмотреть основные вопросы питания и ухода за беременной.
Студент должен знать
· Строение и функции наружных и внутренних половых органов;
· Строение костного таза, функции мышц тазового дна;
· Субъективные и объективные признаки беременности (предположительные, вероятные и достоверные);
· Методы лабораторной диагностики;
· Основные физиологические изменения в организме женщины во время беременности;
· Сущность психологических реакций беременной;
· Роль питания при беременности как важного фактора формирования функций плода;
· Задачи сестринской службы и роль медицинской сестры с высшим образованием в наблюдении и уходе за женщиной при физиологическом течении беременности.
Студент должен уметь
· Освоить навыки проведения специального акушерского исследования;
· Провести тазоизмерение, измерение окружности живота, высоты стояния дна матки, измерение окружности лучезапястного сустава, ромба Михаэлиса, пальпацию приемами Леопольда, аускультацию сердечных тонов плода;
· Правильно оценить данные лабораторных методов исследования;
· Описать физиологические и психологические изменения, характерные для нормальной беременности;
· Составить рекомендации по рациональному питанию, общему режиму, гигиене для беременных в различные сроки беременности;
· Определить различия между дискомфортом, наблюдающимся при нормальном течении беременности, и признаками патологического течения беременности. ............