Часть полного текста документа: Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет" Кафедра культурологи К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ Заведующий кафедрой культурологии ____________________ Т. А. Чабанюк ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Норма", "образец" в русской культуре второй половины XVIII века Н.КОНТР. РУКОВОДИТЕЛЬ Т.А. Чабанюк Т. А. Чабанюк СТУДЕНТ Т. А. Тарасова РЕЦЕНЗЕНТ А. Н. Фомина 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 Норма,образец в идейно-мировоззренческой системе русского Просвещения 6 1.1 Роль социокультурной нормы, образца и условия их активизации в русской культуре второй половины XVIII века 6 1.2 Идеологемы просвещенного абсолютизма и просвещенной монархини в русской культуре второй половины ХVIII века 12 2 "Сын отечества" в русской культуре второй половины XVIII века 32 2.1 Мифологизированный образ Екатерины II в русской культуре 32 2.2 Идея служения отечеству и формы просвещенной деятельности 45 "сына отечества" второй половины ХVIII века Заключение 59 Список использованных источников 60 ВВЕДЕНИЕ Проблема социокультурной оценки личности Екатерины II и эпохи в целом, в плане культурно-исторического движения - одна из самых важных в истории культурологической области знаний. Данная дипломная работа посвящена одному из аспектов данной проблемы: норме и образу в культурно-историческом процессе второй полвины XVIII века. Актуальность данного исследования заключается в том, что до настоящего времени век Екатерины II до сих пор не получил системной культурологической оценки исследователей. Так как вторая половина XVIII органически связанна с идейной, философской и нравственно-этической системой Просвещения, то воплощением образца и нормы эпохи была сама Екатерина II и ее просвещенные деятели - "служители отечества", которые помогали в преобразовании, в просвещении государства. Предметом предлагаемого исследования является русская культура второй половины XVIII века. Объектом исследования является норма и образец в культурно-историческом процессе второй половины XVIII века. Цель исследования: выявить роль, нормы, образца в формировании социальной практики "человека просвещенного". Для этого необходимо решить следующие задачи: - определить условия активизации нормы, образца; - определить направленность русского Просвещения; - определить культурно-исторические причины и условия формирования имиджа Екатерины второй в сознании русского общества рассматриваемого периода; - определить условия и механизм мифологизации личности Екатерины; - систематизировать мифологемы и их роль, дать им культурно - историческую интерпретацию; - выявить рекламации "просвещенной монархини" в искусстве; - определить, как влияли норма и образцы просвещенческой идеологии на деятельность просвещенных исполнителей "сынов отечества"; Дипломная работа выполнена с применением таких методов, как культурно-антропологический, сравнительно-исторический, системный, историко-типологический. В ходе работы были изучены литературные и научные источники: исторические документы, записки, воспоминания, очерки, хроники, законодательные акты эпохи. ............ |