КУРСОВАЯ РАБОТА
 по дисциплине “Нормирование точности и технические измерения“.
  
 
  Введение
  
 В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.
 Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.
  1. Расчет и нормирование точности зубчатой передачи
 Исходные данные
 Число зубьев колеса z1=80
 Число зубьев шестерни z2=45
 Модуль: m e =2 мм
 Делительный диаметр колеса d1=160мм
 Делительный диаметр шестерни d2=90мм
 Межосевое расстояние R e =107 мм
 Ширина зубчатого венца В=19 мм
 Окружная скорость v=2,8 м/с
 1.1 Выбор степени точности зубчатого колеса
 Степень точности зубчатого колеса определяем в зависимости от окружной скорости v . Назначаем степень точности по норме плавности. При v=2,8 м/с степень точности по норме плавности – 8 по таблице методических указаний 13[2]. Пользуясь рекомендациями ГОСТ 1758-81 по комбинированию степеней точности назначаем степень точности по норме кинематической точности – 8 , по полноте контакта – 7.
 1.2 Выбор вида сопряжения по боковому зазору
 Боковой зазор – зазор между нерабочими профилями зубьев который необходим для размещения смазки , для компенсации погрешностей при изготовлении и сборке. И компенсации изменения размеров зубьев от температурных деформаций.
 В решаемой задаче боковой зазор определяется из условия размещения смазки по выражению:
  Jn.min расч= 0,01 m e Jn.min расч=0,01х2=0,02 мм
 20мкм < 40мкм = Jn.min т
 Так как передача относится к тихоходной (v < 3 м/с) , по таблице ГОСТ 1758-81 при Jn.min расч.= 0,02мм=20мкм и R e =107 мм вид сопряжения по боковому зазору – С для которого Jn.min расч.=20 мкм. Таким образом степень точности зубчатого колеса : 8 – 8 – 7 – С ГОСТ 1758-81.
 Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.
 Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.
 Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.
 Нормы точности Наименование и условное обозначение контролируемого параметра Условное обозначение и численное значение допуска, Наименование и модель прибора 1 Кинематическая 
 допуск на радиальное биение зубчатого венца
 63
 Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061 2 Норма плавности 
fptr-отклонение шага
 75
 Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089 3 Норма полноты контакта Суммарное пятно контакта 
По высоте зубьев не менее 15%
 По длине зубьев не менее 15%
 Универсально контрольно обкатный станок 4 Норма бокового зазора 
Ecs-наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса
 Допуск на среднюю постоянную хорду зуба
 32мкм
 110мкм
 Зубомер хордовый
 МЗ-75
 1.3 Определение параметров зацепления
 Se=1.387m=1.387*2=2.774
 he=0.747m=1.387*2=1.494
 1.4 Определение требований к точности заготовки
 Радиальное биение F r =0.1*m=0.1*2=0.2 .
 Торцовое биение : Ft=Fтабл· d/100=0.024·160/100=0,0384 мм
 d-делительный диаметр
  2. Гладкие цилиндрические соединения
  
 2.1 Расчёт и выбор посадок
  
 Исходные данные
 Номинальный диаметр соединения d=55мм
 Размеры шпонки bxh=16х10
 Степень точности по норме кинематической точности – 8
 Допуск радиального биения зубчатого венца Fr=63 мкм
 При передаче крутящих моментов с помощью шпонок в соединении вала со ступицей применяется одна из переходных посадок.  ............