Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет Филиал г. Кемерово
Контрольная работа
по дисциплине «Региональные системы образования»
тема: «Новые механизмы финансирования начального профессионального образования»
Кемерово 2007
Финансирование системы начального профессионального образования
Сегодня бюджетное финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования осуществляется на крайне низком уровне и, по существу, не превышает 40% от необходимых потребностей. По мнению некоторых исследователей, в последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование образовательных учреждений НПО покрывает только 25-33% их рациональной потребности.
Финансирование системы начального профессионального образования в последние годы несколько отошло на задний план.
Это смещение акцентов определяется двумя основными моментами.
Во-первых, крайне высокой ценностью в современном российском обществе высшего образования. По данным последнего всероссийского опроса ФОМ, более 90% семей, имеющих детей соответствующего возраста, хотят, чтобы те получили высшее образование. Соответственно, растут приемы в вузы, как государственные, так и негосударственные, быстро увеличивается численность платных студентов. Направление финансовых потоков в систему высшего профессионального образования является доминирующим по сравнению с финансированием системы начального профессионального образования. Следует также учитывать, что общая численность учащихся учебных заведений НПО и СПО – 4,1 млн. человек, т.е. на 30% меньше контингента студентов вузов.
Во-вторых, в начальном профессиональном образовании, которое также должно обеспечивать получение общего среднего образования, закладывался нормативно-подушевой механизм финансирования. На каждого учащегося выделялся определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.
Норматив для всех учащихся одинаков и дифференцируется только в зависимости от региональных условий предоставления образовательной услуги (климатические условия, территориальная доступность и т.п.). Допускалась также дифференциация норматива по ступеням обучения в зависимости от объективной сложности образовательной программы. Вместе с тем не предусматривалась дифференциация норматива, связанная с углублением изучения предмета (углубление или расширение учебного плана, гимназическое или лицейское образование). В этом случае за фактически дополнительную образовательную услугу должны были платить родители. Для детей из малообеспеченных семей обеспечивался специальный доступ в такие учебные заведения, как школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи, в зависимости от их успеваемости.
Для начального профессионального образования переход на нормативно-подушевое финансирование требовал большой экспертно-организационной работы, что обусловлено объективными различиями в организации учебного процесса, прежде всего связанного с материально-техническими условиями получения профессии. Очевидно, что подготовка слесаря-ремонтника и парикмахера требует разных затрат. Вместе с тем следует отметить, что вопрос о необходимости выравнивания финансовых условий получения начального профессионального образования до сих пор вызывает споры.
Образовательные учреждения начального профессионального образования находятся в основном в ведении федеральных органов власти, что обусловлено в первую очередь историческими причинами. ............