Часть полного текста документа: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Реферат Тема: Нравственная концепция Л. Шестова Руководитель: Ерохина Л.Д. Исполнитель: Владивосток 2000 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ПЕРСОНАЛИЗМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 5 1.1. ВЕРА И ДОВЕРИЕ В РАМКАХ НРАВСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ Л. ШЕСТОВА. 6 1.2. ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. 9 2. ОТНОШЕНИЕ ЛЬВА ШЕСТОВА К ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17 ЛИТЕРАТУРА. 19 Введение. Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман, 1866-1938) - один из интереснейших представителей серебряного века русской культуры. Его философия не вписывается в рамки какого-либо из существовавших в начале нашего столетия направлений. Шестов создал свой собственный, неповторимый стиль философствования - сложное сочетание литературоведческого (или историко-философского) исследования творчества того или иного писателя или мыслителя и авторских размышлений по поводу, часто отклоняющихся от первоначальной темы и порой облеченных в парадоксальную форму. Шестов не создал стройной системы идей - он был принципиальным противником всякой систематичности, считая, что последовательность и логическая законченность убивают мысль. Самую суть философских воззрений Шестова отражают слова, сказанные им в письме Н.А.Бердяеву: "Ничто не приносит миру столько вражды, самой ожесточенной, сколько идея единства". Это письмо было написано в марте 1924 г., и его автор, очевидно, имел в виду прежде всего трагические последствия Октябрьской революции в России - утверждение там большевистского режима с его нетерпимостью к инакомыслию, с его стремлением навязать всему обществу культ "единственно верного учения". В это же время (начиная с октября 1922 г.) в Италии упрочивался фашистский режим, о чем также не мог не задумываться философ. Его творчество можно считать страстным протестом против любой формы тоталитаризма, против любой идеологии, рассматривающей человека как винтик государственной машины, как малозначащий элемент некоего целого. Поэтому философия Шестова не потеряла своей актуальности и по сей день - ведь и ныне в России немало охотников "навести порядок", отменить и так не всегда реализуемые демократические свободы, поставить государство выше отдельной личности. Сам Л.Шестов считал свою философию экзистенциальной (от латинского слова existentia - существование). В центре ее стоит существование одинокого человеческого Я, не желающего сливаться с единым, стремящегося отстоять свое право на индивидуальность, на уникальное личностное видение окружающего мира. Свобода личности - внутренняя и внешняя, духовная и политическая - полагалась философом в качестве высшей ценности, основы подлинного существования. Религиозная вера в его творчестве выступает как высшая степень освобождения человека от власти "самоочевидных истин", как прорыв в область абсолютной свободы. Еще раз вспомним его слова: "Ничто не приносит миру столько вражды, самой ожесточенной, сколько идея единства". 1. Персонализм как определяющее понятие экзистенциальной философии. "Nur fьr Schwindelfreie!" "Только для тех, кто не подвержен головокружению!" Одним из самых заметных течений русской религиозной философии конца Х1Х - начала ХХ в. считается персонализм, философию которого в целом можно охарактеризовать как иррационализм, хотя "по форме это еще классическая университетская философия рационалистического типа". ............ |