Содержание
Введение
Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике
1.1 Возникновение идеи нравственного идеала
1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
1.3 Этнический характер совершенного человека
Глава II. Традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе
2.1 Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах
2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение Проблема идеала человека и целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной из краеугольных[1]. Нецеленаправленные, смутные представления о цели воспитания становятся фактором разобщения в понимании многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с развитием духовности личности и общества в целом, замыкая людей лишь на ценностях материальных и личностных.
Идеал человека - абстрактное представление о совершенном человеке, обладающим лучшими нравственными качествами, знаниями и умениями является связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания. Изменения понимания соотношения материальных и духовных ценностей общества, отражаются, прежде всего, на достаточно абстрактном представлении об идеале человека и соответственно на целях воспитания.
Идеал человека хотя и недосягаем в реальной жизни, но для педагогов он важен, так как выполняет функцию ориентира в их деятельности, при определении содержания и организации процессов воспитания и образования. В педагогической теории идеал человека необходим как для разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки.
Осмысление состояния развития духовных ценностей является необходимой предпосылкой разработки любой педагогической концепции, теории или организации практики воспитания. Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателя всегда ориентирована на определенный идеал человека[2].
Таким образом, тему моей работы «Нравственные идеалы в народной педагогике» можно считать актуальной.
Цель данной работы: Проанализировать нравственные идеалы в народной педагогике.
Задачи работы:
1) Дать характеристику нравственного идеала в народной педагогике.
2) Рассмотреть традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
3) Сделать выводы.
Объектом данного исследования является нравственный идеал.
Субъектом данного исследования является нравственный идеал в народной педагогике.
Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике
1.1 Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.
Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. ............