Часть полного текста документа:О качествах человека и качестве образования В.А.Лавриненко Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.. Р.У.Эмерсон Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере развития, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от качеств человека. В условиях глобального экологического кризиса у человека нет другого качества как интеллект, который вкупе с нравственным началом может сохранить цивилизацию и направить социальные процессы в русло безопасного развития. Условия для интеграции интеллекта и нравственности создаются в системе образования. Современная модель образования сформировалась в условиях, когда индустриальное общество вступило в фазу массового потребления и высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия людей по разумному природопользованию. Настоящий этап развития цивилизации характеризуется тем, что общество массового потребления требуется преобразовать в новое общество с иной моралью. Человечеству необходимо сформировать новую систему ценностей, основу которой составит многообразие культур. Ведущим принципом и главной проблемой развития современной цивилизации становится опережающее развитие качеств человека. Философия жизни человека 21 века - непрерывное образование. Система образования должна адекватно реагировать на качественные изменения в обществе. Философией образования становится учебно - исследовательская деятельность, прогнозирование и проектирование. Без исследовательской работы студенческая жизнь не может быть полноценной. Занятия наукой дают хороший шанс пытливым студентам войти в интеллектуальную элиту, от усилий которой во многом зависит устойчивость развития нашего общества. Разработка современных технологий требует создания в системе образования условий для воспитания в человеке способности производить, распространять и применять нововведения (инновации). Развитие инновационной способности человека - основной путь реформирования системы образования. В настоящее время Чувашский университет находится в поиске методов воспитания и обучения интеллигенции, способной принимать разумные и нравственные решения в технологически развитом обществе. Сообщество ученых и студентов Чувашского университета строит свою работу на основе деятельностной модели образования. Главное звено в системе образования - исследовательский коллектив. Главная цель - формирование у человека экологического сознания. Период с 1990 по 2000 гг. объявлен Генеральной Ассамблеей ООН десятилетием защиты окружающей среды. Состояние окружающей среды зависит не только от природоохранных, экономических и демографических мероприятий, но,в первую очередь, от экологического сознания человека. Ведущую роль в формировании экологического сознания призвана сыграть система образования, интегрирующая в себе комплекс знаний о мире. В настоящее время обсуждается три основных подхода к экологическому образованию: - естественнонаучный (учения о ноосфере В.И. ............ |