Часть полного текста документа:О концепциях экологической этики В.Н. Грищенко, Каневский природный заповедник Попытка найти компромисс между противоборствующими концепциями экологической этики, предпринятая В.Е. Борейко (2004), весьма похвальна. Разумный компромисс лучше бессмысленной ссоры. Вопрос - как его достичь? Как хорошо известно биологам, гибриды обычно бесплодны... Да и призивы к компромиссу со стороны человека, ударившегося в крайний биоцентризм (теория всеобщего равенства) выглядят мало убедительно. Экологическая этика включает несколько основных концепций. Взаимоотношения между ними очень наглядно и удобно обрисовал немецкий экофилософ Мартин Горке (Gorke, 1998; Горке, 2002). Схему экологической этики можно представить в виде системы вложенных кругов. С каждым кругом увеличивается объем моральной ответственности человека. Круг наименьшего радиуса - антропоцентризм. Отношение человека к природе рассматривается через призму интересов человека. Этот подход в охране природы выражают хорошо известные нам лозунги: "Все для блага человека, все во имя человека", "Для нас и потомков" и т. п. Следующий круг расширяет нашу ответственность до способных чувствовать и страдать высших животных - патоцентризм. Ярким представителем этого направления является П. Сингер с его идеей "освобождения животных", поскольку все сводится к освобождению их от боли и страданий (Сингер, 2002; см. также Грищенко, 2002д). Третий круг - биоцентризм, он включает уже все живые организмы. Наконец, четвертый круг с наибольшей ответственностью человека - экоцентризм (он же холизм или физиоцентризм). Он включает помимо живых организмов также неживую природу и системные целостности надорганизменного уровня - популяции, виды, экосистемы, биосферу в целом. Не все экофилософы включают антропоцентризм в состав экологической этики, а патоцентризм может рассматриваться как составная часть биоцентрической концепции. Но в целом структуру это не меняет. Возможна и другая крайность - отнесение к экологической этике только экоцентризма, поскольку биоцентризм больше сродни биоэтике. Нетрудно заметить, что каждый новый круг включает всех моральных агентов предыдущего и добавляет новых. Ни патоцентризм, ни биоцентризм не отрицают моральную ответственность человека за других людей, не сводят всю мораль только к защите представителей иных видов. Они лишь дополняют человеческую мораль, расширяя ее до ответственности за другие живые существа. Подобно этому экоцентризм также включает в себя ответственность за другие живые существа как индивиды (круг биоцентризма), поэтому утверждение В.Е. Борейко (2004), что "экоцентристы ... не распространили моральные отношения на отдельные живые существа" совершенно не состоятельно. Охрана видов вовсе не обязательно связана с игнорированием прав и ценностей индивидов. Перейдем от общих слов к конкретным примерам. О. Леопольд (1983) писал: "... этика земли меняет роль человека, превращая его из завоевателя сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена. Это подразумевает уважение к остальным сочленам и уважение ко всему сообществу". Б. Гржимек, очень много сделавший для охраны редких видов, боролся с модой на меха из диких животных задолго до того, как появились такие организации как ALF и PETA. ............ |