О критерии знания
Александр Кудлай
Немало людей заявляют, что знают нечто. Так утверждают немало ученых, мастеровых, художников, поэтов, историков, религиозных священников. Если же спросить каким образом они знают утверждаемое, ответы начнут отличаться, а иногда и не обозначатся вовсе. Чтобы ответить на вопрос, требующий от человека объяснить или доказать свое знание, нужно выбрать некое общее основание для него, т.е. то, на основании чего это знание может считаться знанием, а не лишь мнением, т.е. критерий знания.
Скептики вообще говорят, что если кто-то предоставит критерий для оценки знания, можно будет спросить, а чем проверить этот критерий (?), т.е. потребуется еще и критерий критерия. Потом то же следует сделать и с критерием критерия, и так до бесконечности. Поэтому, говорят они, мы в действительности не можем иметь никакого знания, т.к. критерий оного надо будет искать бесконечно, а принять утверждение без критерия было бы легкомысленно, и мы никогда не знали бы обладаем ли мы знанием или просто еще одним мнением, и отличается ли хоть чем-то знание от мнения, которое хочется принять.
Скептикам в свою очередь возражали и эмпирики, и рационалисты, каждый по-своему. А общество склонно было принимать эти возражения то одних, то других. Поэтому в школах продолжали учить, а ремесла и искусства не останавливались никогда полностью. Однако же были даже и школы скептической мысли, в которых знакомили с доктринами скептиков, которые наверно как-то знали учителя этих школ.
Несмотря на парадокс скептицизма, который сам всегда утверждает нечто и среди этих утверждений также утверждает, что утверждать вообще нет никаких оснований, скептическая мысль имела свое приложение в прогрессировании знания в самых разных его областях. Это наверно побуждало людей более серьезно относиться к своим утверждениям и исследовать предмет своего знания с новым жаром и более основательно чем прежде, т.е. развивать логику и наблюдения. Что и продвигало вперед науку или искусство, в которых поэтому интеллект начинал усматривать что-то неведомое ему доселе. И так то, что мы называем знанием, продолжало свое развитие; учителей, книг, счетных и печатных машин, компьютеров и новых технологий, а также и учебных центров становилось все больше и больше. Все больше становилось на земле людей, умевших читать, писать, считать, чертить и рисовать и говорить на развитом языке или нескольких языках. Происходило развитие культуры. Человек стал все больше отличаться от дикаря или животного, и мы надеемся, что это к нашему общему благу.
О критерии же знания скептикам возражали неожиданно для них. Говорили, что нет необходимости выверять каждый критерий другим критерием, но достаточно лишь найти один, достаточно убедительный. Декарт например считал таковым ясную-четкую и независимую идею. Предложенная любому здоровому рациональному уму, такая идея сама по себе убеждала бы такой ум, не требуя еще какого-то внешнего подтверждения, именно в силу того, что она независимая идея, т.е. не требует для своего принятия какой-то еще идеи. Его когито-эрго-сум и явилось иллюстрацией этого. На базе же такого критерия можно было строить логически и все остальное здание эпистемологии, что Декарт и сделал блистательно и убедительно. ............