Часть полного текста документа:О некоторых аспектах этичности маркетинга и маркетинговых исследований Борминцев Андрей На мысль о существовании некоторых этичных проблем при проведении маркетинговых исследований меня натолкнули два момента: При обзоре качественных методов исследования в маркетинге моё внимание привлек такой метод, как . Он заключается в том, что объект наблюдения не подозревает о том, что за ним наблюдают, и ведет себя естественно в момент осуществления покупки. Наблюдение ведется скрытой камерой или специально обученным наблюдателем, при этом фиксируются всевозможные психологические аспекты и стереотипы поведения и конечным результатом является выстраивание определенного психологического портрета среднего потребителя, представляющего некоторый более-менее однородный сегмент. Так вот, здесь мне показалось, что подобное наблюдение ставит человека в положение , при этом у наблюдаемого отсутствует свобода воли. С другой стороны, такое наблюдение - что-то вроде вмешательства в личную жизнь. Я думаю что, ничего страшного не произойдет, если я сам стану объектом подобного рода исследования и не буду знать об этом, но, если я узнаю, то скорее всего мне будет очень неприятно. (ощущение когда подглядывают в замочную скважину). Другой момент, связанный с вмешательством в личную жизнь, я обнаружил в статье о сотовых телефонах (, ?47, 1998). Дословно : . Сколько коммерческих компаний готовы платить бешеные деньги за информацию подобного рода ! Возможно, это паранойя, но представив себе какую опасность могут представлять подобные сведения, попади они в , мне стало снова не по себе. Для того, чтобы прояснить, существует ли данная проблема или она только мне представляется такой, я решил провести своеобразный опрос своих друзей и знакомых, имеющих прямое отношение к маркетингу и нет. К моему удивлению, все высказались об отсутствии таковой !!! (особенно хорошо сказал мой старый друг: ). Единственно что может как то затрагивать человека при проведении подобных исследований - это его информированность о них. (Действительно: ) Например, в случае с проведением скрытых наблюдений с видеокамерой, все отметили, что видеокамеры в супермаркетах такое распространенное явление, на которое и внимание никогда не обращаешь. А в случае с наблюдателем-психологом его задача - никак не обнаружить себя и все тоже будет ОК. Тут я наконец разобрался в себе: при использовании подобных методов этически важным является не факт или процедура их проведения, а цели, которые преследуются при их проведении и действия, которые фирма может предпринять на основе полученных результатов. Например, если в результате анализа данных полученных обо мне с помощью камеры, психолога или моего сотового оператора, я оказался причисленным к некой однородной группе потребителей, с однородными потребностями, образом жизни и психологией. И если эту информацию фирма использует для разработки и предложения мне такого товара или услуги, от которого/ой я не только не смогу отказаться, а в силу некоторых учтенных при разработке и продаже психологических особенностей с радостью соглашусь, то это только плюс. (Даже очень большой плюс!). Другие действия фирмы не содержащие вышеуказанных способов распоряжения полученной образом информации скорее всего будут считаться не этичными. В принципе люди оказываются готовыми на подобное вмешательство в личную жизнь, ведь оно сулит им только увеличение их степени удовлетворения товаром/услугой. Одна оговорка, если все действия фирмы, основанные на глубоком знании своих покупателей, не являются агрессивными по отношению к их особенностям (как психологическим, так и физиологическим). ............ |