О проблеме развития экологического туризма в России
Не берите ничего, кроме отснятых фотографий;
Не оставляйте ничего, кроме следов ног;
Не убивайте ничего, кроме времени.
Элен Скотт.
В 70-80-е годы XX века на рынке туристских услуг появился новый продукт под названием «eco-tour». Его появление стало реакцией на желание человека отдыхать в среде абсолютно безопасной для его здоровья. Потребность в общении с природой является такой же естественной потребностью для человека, как потребность в еде, сне или отдыхе.
Один из самых перспективных видов туризма во всем мире - экотуризм. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.
Растущая популярность экотуризма – часть основной тенденции к более бережному по отношению к окружающей среде туризму. Экологический туризм связан с организацией отдыха в мало измененных естественно-природных комплексах.
Экологический туризм призван, с одной стороны, удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении, изучении и познании природы и культуры, а с другой – решить социально-экономические и природоохранные проблемы отдаленных регионов.
Существует множество определений экологического туризма, но в целом все они в настоящий момент сводятся к пяти базовым характеристикам:
1. Это путешествие в природу;
2. Это путешествие, направленное на получение новых знаний о природе и местной культуре (экологическое образование и просвещение);
3. Это путешествие, которое вносит вклад в охрану природы и сохранение местной культурной среды;
4. Это путешествие, организованное таким образом, что все возможные негативные последствия сведены к минимуму;
5. Это путешествие, которое вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов.
Можно выделить три основных компонента экотуризма: 1. «познание природы»; 2. «сохранение экосистем»; 3. «уважение интересов местных жителей».
Потребителями экотуризма являются экотуристы, мотивация которых это специфический интерес к дикой природе, естественной среде обитания животного мира и окружающей среде. Экотурист хочет видеть то, что еще не испорчено человеком, и то, что видели немногие до него. Главная задача экотуриста – находиться в природе и оценить ее.
В последние годы на мировом туристском рынке наблюдается изменение тенденций спроса в сторону экотуризма. Изменения направления туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели «море-солнце-пляж» к принципу «знание-ландшафт – досуг».
В Австралии – мировом лидере экотуризма – существует специальное правительственное эколого-туристское ведомство в ранге министерства. Ежегодно проводятся десятки конгрессов, симпозиумов и конференций, посвященных экотуризму и собирающие сотни участников – путешественников и ученых, бизнесменов, политиков.
Россия как эколого-туристское направление представляет собой потенциально важнейший сегмент мирового рынка, но до настоящего времени этот огромный потенциал осваивается очень фрагментарно. ............