Часть полного текста документа:О "социологизации" социальной психологии в ХХ столетии Г.М. Андреева, доктор философских наук, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социальной психологии ф-та психологии МГУ Возникновение социальной психологии как самостоятельной дисциплины условно датируется 1908 годом1 - то есть ее история практически совпадает с двадцатым столетием. На протяжении всего этого периода наука осуществляла мучительный поиск своего статуса, главным образом определяя свое отношение к двум "родительским" дисциплинам - психологии и социологии. Процесс этот достаточно широко исследован, предложены различные способы "помещения" социальной психологии то "внутрь" одного из "родителей", то "между ними" (также в различных вариантах [1]); соответственно осуществляется подсчет "количества" социальных психологий (две, три и более) [2]. Общепризнанно выделение как минимум двух социальных психологий - "психологической" (PSP) и "социологической" (SSP); возникает вопрос о том, как они соотносятся друг с другом. Во второй половине ХХ в. дискуссия стала приобретать особую остроту в связи с четко обозначившейся европейской традицией, зарождение которой относят к 1965 году - году создания Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП) [3]. Именно в рамках этой традиции впервые предложен термин "социологизация" применительно к социальной психологии, в связи с чем возникло известное противопоставление американского и европейского подходов. Проблема "социологизации" обрела, таким образом, второе измерение2. В манифесте ЕАЭСП "The context of social psychology" (1972), подготовленном ведущими европейскими социальными психологами, критическое отношение к американской традиции связывается с недостаточным ее вниманием к "социальному контексту", а прогресс будущей социальной психологии видится именно в "социологизации" последней. Автор предложения, лидер французской социально-психологической школы С. Московичи, трактует обозначенную тенденцию как преодоление "асоциальности" американской социальной психологии: личность в ней, как правило, выведена из социального контекста или, в лучшем случае, рассматривается лишь в контексте взаимодействия двух индивидов [5, p. 24-27]. По мнению автора, такой подход обусловлен влиянием позитивистской методологии и ориентацией на построение науки "вне метафизики". Последнее, однако, лишь "прекрасная сказочка, которую рассказывают друг другу ученые" [5, p. 22]. Вместе с тем, в наше время как никогда остро встает вопрос об осознании наукой своего места в обществе, а следовательно, о роли идеологии в научных исследованиях. Лакмусовой бумажкой, позволившей испытать социальную психологию на зрелость, явилась, по мнению Московичи, "студенческая революция" 1968 г., в ходе которой были высказаны радикальные критические замечания в адрес официальной системы социальных наук, в частности, в связи с игнорированием ею актуальных проблем общества, ее "деидеологизацией". Главный вопрос, стоящий перед учеными, заключается в том, должна ли наука поддерживать, консолидировать социальный порядок или критиковать, преобразовывать его. Для социальной психологии это, в частности, означает необходимость определить, "кто задает вопросы науке и кто дает на них ответы" [5, p. ............ |