Часть полного текста документа:О русской народной скульптуре Михаил В.А. Параскева Пятница. Деревянная статуя. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.(La Sainte Parasceve. Statue en bois du XVIe s. Musee de Novgorod.) Наша народная деревянная скульптура до недавнего времени была почти неизвестна. В общие работы по истории русского искусства она редко имеет доступ. Самое большее ей уделяется две-три страницы и приводится несколько воспроизведений в доказательство того, что русский народ не был совершенно равнодушен к скульптуре, как это еще недавно было принято считать. Между тем памятников народной скульптуры накопилось в настоящее время изрядное количество. Ее начинают собирать, подвергают реставрации, точнее говоря, с нее совлекают все позднейшие наслоения. Выставки народной скульптуры пользуются общим признанием. Обширное собрание народной скульптуры имеется в Пермском музее, куда вскоре после революции было свезено множество деревянных статуй (Н. Серебренников, Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928.). Имеются они и в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Музее народного искусства, а также в музеях Череповца, Вологды, Переславля-Залесского и т. д. (А. Леонов и Н. Померанцев, Деревянная скульптура. - В кн. "Русское декоративное искусство", т. I, M., 1962, стр. 109.) Современный человек, прежде всего художник, начинает расценивать ее по-новому. Постепенно изживается недавно еще широко распространенный пренебрежительно-снисходительный взгляд на нее, как на творчество неумелых самоучек, которым недостаток образования будто бы мешал стать настоящими художниками. По мере того как эти предвзятости изживаются, у нас открываются глаза на красоту народного творчества. Молодой советский скульптор В. Горчуков с помощью фотоаппарата сумел извлечь из залежей этих богатств подлинные драгоценности. С любовью, чуткостью и пониманием дела он сделал серию превосходных снимков и предоставил их автору этих строк. Исторические сведения о русской скульптуре очень скудны. Вряд ли можно ждать, что они будут со временем восполнены. Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы "резью резанные", которых народ не принимал, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом. Этот рассказ, включенный в летопись в похвалу просвещенному митрополиту, не дает ключа к историческому объяснению народной скульптуры. До нас сохранилось несколько памятников более раннего времени, видимо, не имевших прямого отношения к макарьевским статуям. Но большая часть народной скульптуры, особенно в Пермском краю, относится к XVII-XIX векам. Почти все это произведения народных мастеров, о которых не сохранилось никаких сведений, неизвестны имена многих из них, как, впрочем, и мастеров других видов народного творчества. Что касается пермской скульптуры, то высказывалось предположение, что она восходит к деревянным идолам, которым поклонялись язычники-зыряне до того как "зырянский просветитель" Стефан Пермский начал вести с ней борьбу. Утрата древнейших памятников делает затруднительной проверку этого положения. Не исключена возможность, что обычай почитать высеченную из дерева фигуру перешел в новое время и переносился на изображения христианских святых. ............ |