Часть полного текста документа:О выработке российской идеологии воспитания молодежи Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, объективно стимулирующей "... воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни" (ШепельВ.М., 1991). Основные причины, возникшие в воспитании российской молодежи, следующие: 1 возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной но своим последствиям социальной ситуации: 2 появление новой системы требований общества к личности: 3 размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений; 4 усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения, 5 переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания, возникшие вследствие ошибочной линии идеологов "реформы"; 6 внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей; 7 забвение отечественной истории, культуры, традиций. На наш взгляд, новые теоретические подходы к воспитанию пока еще весьма ограниченны. Во-первых, концептуальная разработка воспитания в значительной степени сводится лишь к сфере школьного воспитания. Мы считаем, что кроме педагогов в воспитательную работу должны включиться философы, социологи, культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексных исследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можно определить более узкие направления педагогической деятельности. При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов, может разрабатываться и осуществляться успешная молодежная политика. Во-вторых, при постановке и решении новых воспитательных задач многие специалисты и исследователи еще недостаточно учитывают определяющее значение в формировании личности той или иной социальной группы и общественной среды. Поэтому семья, школа и другие социальные институты вынуждены корректировать данный процесс в русле конкретных педагогических установок. "Воспитательный процесс в своих массовых проявлениях есть зеркало "своего" общества: оно определяет цели и характер воспитания" ("Концепция воспитания учащейся молодежи", 1993 г.). Не воспитание определяет экономическое, политическое и духовное развитие общества, являясь его продуктом, оно отражает общественные достоинства и недостатки. Именно поэтому не только содержание и методические основы воспитания, но и его результаты во многом определяются общественными условиями. Недостатки и кризисные явления общества не могут не сказываться на социальном, нравственном и патриотическом формировании личности, особенно - молодого поколения. 1. ............ |