Часть полного текста документа:О завершенности философии Владислав В. Яцкевич Идея о завершенности философии не лишена смысла. Дело в том, что материя находится в постоянном движении, и больше сказать о ней нечего. Философия, которая заметила это, в сущности сказала все, произнесла свое последнее слово. Для Энгельса это очевидно. В частности, во введении к "Анти-Дюрингу" он пишет: " ... современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками". (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т.20, с.25). Хорошо. Прежде всего заметим, что в этом высказывании вынесен справедливый приговор всем иным философским школам и направлениям. Диалектический материализм действительно представляет собой наиболее содержательную и всеохватывающую философию. Невозможно даже представить себе условия или реальность, где были бы неприменимы ее положения. Все остальные философии или философичекие учения в лучшем случае могут быть адекватными лишь каким-то частным условиям. Но не об этом речь. Буквально 25 строк выше (с. 24) Энгельс критикует Гегеля за то, что тот не замечает следующее противоречие. Существенной предпосылкой гегелевской системы было "воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти умственного завершения в открытии так называемой абсолютной истины". Но с другой стороны его система претендует быть именно завершением этой абсолютной истины. И далее Энгельс обращает внимание на то, что "всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления". В этом состоит его критика. Но откуда известно, что Гегель не замечает это противоречие? Вероятнее всего он его замечает, но оно является диалектическим, то есть естественным и очевидным для него. Он не считает необходимым обращать на это внимания. Не трудно видеть, что приведенное выше высказывание Энгельса точно также противоречиво, как и критикуемое им высказывание Гегеля. Действительно, поскольку "материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии", то он предполагает ту же самую окончательность и "завершенность в открытии так называемой абсолютной истины", что и система Гегеля. Заметим, что в философии существует проблема отличия противоречия диалектического от недиалектического. Данный вопрос является открытым. Современная философия не располагает механизмом соответствующего распознавания. И скорее всего такого механизма не может существовать в принципе по причине диалектических противоречий. Данная проблема актуальна, и ее разрешение будет представлять собой значительный вклад в диалектическую логику. Высказывание Энгельса по поводу "... ныне покойной философии ..." на с. 27 комментировать трудно. Не понятно, что имеется в виду. С этим высказыванием категорически нельзя согласиться, поскольку как феномен философия отражает мышление и вечное движение материи. И поскольку, как сказал Маркс, мир является философским, а философия мирской, неограниченность (незавершенность) философии определяется неограниченностью мира, который она отражает. Она ограничена и конечна лишь в смысле метода и методов. ............ |