Часть полного текста документа:Об этническом атласе Узбекистана Алишер Ильхамов В 2002 г. при содействии Института Открытое Общество малым тиражом был издан "Этнический Атлас Узбекистана". Книга разошлась в короткие сроки, и до сих пор поступают просьбы об ее приобретении. Отвечая на запросы читателей, издатели выставили ее в интернете на сайтах http://www.fergana.ru и http://www.osi.uz. Однако поводом написать данное короткое эссе послужило другое - рецензия на Этнический атлас, принадлежащая доктору исторических наук Шамсутдину Камолиддинову и помещенная в российском электронном "Этно журнале". Я имею честь быть главным редактором Этнического Атласа и одним из его авторов и считаю своим долгом ответить на критику, высказанную г-ном Камолиддиновым, тем более, что в его отзыве главное острие критики направлено на мою статью "Археология узбекской идентичности". Не вдаваясь в подробности рассуждений рецензента (желающие могут сделать это сами), укажу на суть его претензий к моей статье. Рецензент неправомерно приписывает мне тезис о том, что современные узбеки якобы происходят от кочевых узбекских племен времен периода Шейбанидов, которые, как известно, захватили регион Мавераннахра в начале 16 столетия, оттеснив из него Тимуридов. У рецензента, видимо, сложилось впечатление о том, что я пытаюсь отсечь из наследия современной узбекской нации все богатство культуры народов региона дошейбанидского периода. На самом деле, моя позиция заключалась совершенно в другом, на чем я хотел бы остановиться ниже. Первое. Следует, прежде всего, различать понятия этносов, этничности, с одной стороны, и наций - с другой. Понятие национальности в его этнической коннотации можно рассматривать как промежуточный термин между этими двумя указанными модусами. Суть спора с моим оппонентом состоит в том, что мы оперируем понятиями в несколько разных концептуальных плоскостях. Он оперирует понятиями народа в его этно-исторической составляющей. Такая трактовка весьма близка советской школе этнологии, в которой понятие этноса является ключевым. Ход моих рассуждений тяготеет к понятию нации, а это совершенно иной дискурс. Нации, как известно, являются явлением новейшей истории. Ставить знак равенства между этносом и нацией, даже если они имеют одинаковое наименование, безосновательно, несмотря на наличие исторической взаимосвязи между ними. Конфуз с понятиями этничности и нации проявляется в самых обыденных обстоятельствах. Возьмем наш общегражданский паспорт: в графах "национальность" у нас стоят совершенно разная информация в узбекско-русском и в английском вариантах. В первом случае стоит запись нашей этнической принадлежности, а во втором - наше национальное гражданство. Разность подходов в двух языковых вариантах связана не только с разными техническими требованиями внутри страны и вне ее, а с концептуальными подходами в национальном вопросе. Разумеется, речь не идет об отмене графы "национальность" в паспорте (в ее этническом значении), но надо иметь в виду, что во многих странах, а с недавних пор и в России, ее отменили. Второе. Действительно, я подверг критике постулат, сформулированный еще в 1941 г. советским востоковедом и историком Дмитрием Якубовским, о том, что этногенез народа может быть отделим от истории его этнонима. ............ |