Введение
«Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем» - пишет Зимняя И.А.
Чтобы достойно исполнять свой педагогический долг, учителю необходимо иметь конкретную теоретическую базу, обладать определёнными личностными и профессиональными качествами, соответственно относиться к ученикам и их родителям, коллегам. Для детей учитель является наставником, примером, другом. От него ученики перенимают ценности, сложившегося на данный момент общества, нормы социального поведения, мировоззрение и даже привычки.
Кроме этого, в более ранний период профессионального становления, у студента педагогического ВУЗа должно сформироваться положительное отношение к своей будущей деятельности. Оно во многом определит то, о чём мы говорили ранее.
На данный процесс влияет множество факторов: экономическая политика государства в области образования, ценности и нормы признанные обществом, личностная направленность студента и др. Но наиболее актуальными для нас становятся конкретные условия формирования положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя, т.к. их исследование позволит нам создать ситуацию формирования данного отношения у других студентов того же ВУЗа в процессе прохождения педагогической практики.
Исходя из актуальности выбранной нами темы, мы сформулировали цель: изучение условий формирования положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом ВУЗе.
Предмет исследования: формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Исследовать формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя как педагогическую проблему.
2. Составить образ учителя в понимании педагогов и учащихся.
3. Разработать рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя.
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогических исследований; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование, проективный метод;
3) методы обработки, интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база была предоставлена следующими образовательными учреждениями г.Лесосибирска Красноярского края: МОУ «СОШ №1 им. Е. Белинского», МОУ «Гимназия», МОУ СОШ №18, МОУ СОШ №6, МОУ «Комаровская основная общеобразовательная школа» с.Комаровка Пировского района Красноярского края. Выборка исследования представлена учащимися и педагогами данных образовательных учреждений и составляет 158 респондентов (117 учеников, 41 учитель).
Теоретической базой исследования являются труды П.Ф. Каптерева, А.К. ............