Часть полного текста документа:Общение и речевая деятельность Понятие об общении     Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.     В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.     Коммуникативная. Выявление специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).     Интерактивная. Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности.     Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения. Функции общения     Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.     Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.     Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.     Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.     Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.     Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.     Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.     Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера. Виды общения     В зависимости от содержания, целей и средств общения выделяют несколько его видов.     По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.     При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.     При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.      Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.     Когнитивное общение - обмен знаниями, деятельностное общение - обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией этих видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.     По целям общение делится на биологическое и социальное.     Биологическое общение - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.     Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.     По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.     Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (органы слуха, зрения, речи и т.д.).     Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (знаковые системы, печать, радио, телевидение).     Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.     Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.     По продолжительности выделяют кратковременное и длительное общение.  ............   |