СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика текстовой задачи и методика работы над ней
1.1 Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики
1.2 Виды и способы решения текстовых задач 1.3 Общие вопросы методики обучения решению задач
2. Научные основы методики работы над составной задачей
2.1 Специфика работы над составной задачей
2.2 Методика обучения решению составных задач на нахождение четвертого пропорционального
2.3 Методика обучения решению составных задач на пропорциональное деление
2.4 Методика обучения решению составных задач на нахождение неизвестного по двум разностям
2.5 Методика обучения решению задач на движение
3.2 Выявление уровня умений учащихся решению составных задач
3.3 Внедрение методики преобразования задач как эффективный способ усовершенствования работы учителя на уроках математики
3.4 Контрольное исследование качества умений и навыков учащихся в решении составных задач
3.5 Интерпретация и анализ полученных результатов
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Давно не секрет, что математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения.
Но на практике большинство учителей мало уделяют внимание решению задач. Учащиеся нередко не умеют выделить искомые и данные, установить связь между величинами, входящими в задачу; составить план решения; выполнить проверку полученного результата. Необоснованно много внимания и неоправданных затрат времени идет на оформление краткой записи и решения задачи. При этом основное внимание направлено на реализацию единственно цели – получение ответа на вопрос задачи.
Необходимо обратить внимание на то, что после того как задача решена, получен ответ, не следует торопиться приступать к выполнению другого задания. Надо подумать, попробовать найти другой способ решения задачи, осмыслить его, попытаться обратить внимание на предыдущий способ, на трудности при поиске решения задачи, выявить новую и полезную для учащихся информацию. Что часто не успевает сделать на уроке учитель.
Анализ методической литературы (М.А. ............