Часть полного текста документа:Очерк истории семиструнной гитары Стахович Михаил Александрович в гитарном мире фигура замечательная: не будь Стаховича с его "Историей семиструнной гитары", мы не только не знали бы о гитаристах, упомянутых им, но мы не знали бы и о гитаристах, составивших гордость отечественной гитаристики. Его очерк, написанный в период упадка интереса к гитаре, особенно ценен тем, что были еще живы герои этого очерка, а некоторые ушли из жизни накануне его написания. Ценен еще и тем, что написан он человеком, лично знавшим и слышавшим многих из них. Автор очерка не был просто наблюдателем - он сам был гитаристом, прекрасно владевшим инструментом, знал всю специфику гитары, ее тайны и трудности, поэтому не мог обольщаться чисто внешними эффектами исполнительства, знал ее сущность. Мы благодарны также и Аполлону Григорьеву, по настоянию которого был написан этот очерк. Стахович, ученик Высотского, и будучи образованным человеком вообще и, в частности, музыкально, высоко ценил Высотского-педагога. Он сам был незаурядным гитаристом. Это подтверждает и И. Ф.Горбунов, который не только слышал превосходных гитаристов, но, как мы уже говорили, сам играл на гитаре. "История семиструнной гитары" была опубликована в журналах "Москвитянин" в 1852 году, "Якорь" - в 1858 году и издана отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году. До очерка Стаховича никому в голову не приходило написать что-нибудь о гитаре и ее представителях, хотя многие из гитаристов знали о гитаре значительно больше, чем Стахович. Тот же Морков писал корреспонденции о концертах Макарова, занимался историей русской оперы и... ни слова из истории гитары. Стахович Михаил Александрович (1819-1858). Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии. Стаховичи - древний дворянский род. Он упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование, как у всех богатых помещиков, домашнее, под наблюдением гувернера-француза. Затем Москва, приготовление к поступлению в университет, словесный факультет которого он закончил в 1841 году. По окончании его - путешествие за границу на несколько лет. По возвращении - занятия литературой, музыкой, изучение фольклора. Мягкость и добросердечность характера таховича сослужили ему плохую службу, став причиной его трагической и нелепой гибели, - он был зверски убит своим бургомистром. Газета "Северная пчела" в статье "Петербургское обозрение" писала о Стаховиче: "... При всем благородстве, доброте и человечности так трагически кончил земное существование... Не по одной одежде, но на деле сроднился с русским простонародьем и горячо любил его"*. А.Ширялин (Поэма о Гитаре) ОЧЕРК ИСТОРИИ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ. (Публикуется впервые, стилистика и орфография оригинала печатаются без изменений. Ред. журнала "Гитаристъ") Гитара семиструнная - инструмент наиболее распространенный в России, потому наиболее, что кроме сословия образованного, на нем играет и простой народ. Было время, когда нетолько в домах среднего сословия, но и во всех домах богатых дворян непременно была гитара, и была в почете; теперь эти старушки-гитары валяются в кониках и на чердаках, или изгнаны в передния; за то нет почти ниодной табачной лавочки, где бы не висела, на продажу, семиструнная гитара, ценою от полтинника, до трех целковых, русской выделки, на скорую руку. ............ |