План
Введение
Раздел 1 Изучение подходов к пониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов;
1.1. Основные аспекты одиночества;
1.2. Общие понятия одиночества;
1.3. Типы одиночества;
1.4. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;
1.5. «Затянувшееся» одиночество;
1.6. Влияние одиночества на личность;
1.7. Выделение когнитивного, эмоционально и поведенческих показателей одиночества с личностными факторами;
1.8. Отражение одиночества на самоотношение, самовосприятие и поведения личности;
1.9. Влияние одиночества на самоотношение личности (влияние факторов самоотношения на одиночество);
1.10. Я- концепция и одиночество;
1.11. Особенности оформления Я-концепции подростка;
1.12. “Эмоциональный и объектный голод” Блосса;
1.13. Наиболее конструктивный вариант одиночества;
1.14. Влияние фактора физического развития. «Корректировка»
Я-концепции;
1.15. Актуализация позитивного потенциала одиночества;
1.16. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;
Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. В последнее время ученые обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество стрости, в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки, молодежь. О проблеме одиночества стали писать в молодежных газетах, выпускать специальные телевизионные программы, посвящать все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияния. В подростковом возрасте частый вопрос «легко ли быть молодым», подразумевал такой контекст «легко ли быть одиноким?».
В наше время интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.
Приоритеты гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств. Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество – не затрагиваются и, тем более, не решаются. ............