Часть полного текста документа:Опасность школьной дезадаптации Петрова Е. Э. Неравномерность развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников и почти половина из них - отстает в психофизическом развитии. Причин тому - несколько. Одна из них - стремление родителей к раннему обучению ребенка чтению, письму, языку и т.д. без учета его индивидуальных особенностей, возможностей, состояния здоровья. В какой-то мере это оправдано современными требованиями начальной школы - охотнее принимаются дети, которые к 6-7 годам уже умеют читать, писать, считать, они изначально ориентированы на ускоренное, опережающее обучение. Итак, родители вынуждены перед школой в прямом смысле "натаскивать" ребенка, перегружая его неокрепший мозг, как правило, лишней информацией. В итоге - количество успешных детей в среднем звене школы не только не увеличивается, а напротив - учащаются случаи, когда ребенок "выпадает" из учебного процесса. Совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии психологического, социального и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, называется школьной дезадаптацией. Необходимо учитывать, если у ребенка были какие-либо отклонения в развитии в период дошкольного детства, патология при родах, травмы, наличие страхов и т.д., то, вероятно, мозг этого ребенка будет не в состоянии переработать огромное количество учебной информации в рамках школьной программы. Стойкая ситуация неудовлетворенности, усталости, неуспеха является психотравмирующей и ведет к дальнейшим нарушениям в развитии, причем нередко на фоне негативного отношения к учебе и к взрослым, являющимся в этом плане раздражителем. Неудачи (в ситуации неоправданных притязаний родителей) формируют чувство неполноценности, у ребенка появляются попытки компенсировать личную несостоятельность, но так как выбор адекватных способов самоутверждения ограничен, ребенок реализуется в противодействии школьным нормам: "уход в болезнь", агрессивность, гиперподвижность, конфликтность, обидчивость в сочетании с повышенной утомляемостью, торможением познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.). Хочется отметить, что психодиагностические методики (тесты), которые используются в современной школе, зачастую дают неверную оценку развития ребенка, отсюда затруднения в плане прогнозирования и стереотипность рекомендаций: нарушения письма и чтения - требуется увеличить количество упражнений; признаки школьной де-задаптации - необходимо создать ситуацию успеха и т.д. Получив такие рекомендации от специалистов, педагоги и родители в явном недоумении: с чего начинать и каким образом воздействовать на того или иного ребенка? При этом система активизации однотипна: убеждение, внушение, ограничение, запрет, наказание и т.д. Круг замыкается. Взрослые пытаются "вписать" ребенка в учебный процесс, от которого он в силу индивидуальных особенностей отходит все дальше и дальше. Даже в пределах одного класса уровень развития детей настолько разный, что нелегко передаваемую информацию ориентировать на всех учеников. ............ |