Введение
Произошедшее в конце XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, миграционные и демографические процессы, деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние десятилетия в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.
Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельщиках. Скудельщица – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу ХIV в., наряду с личным участим любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был обеспечен приют и уход.
Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора Петра 1, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра 1 строительством в начале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Общественные филантропические деяния, распространялись и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых детей, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце ХIХ века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.
Практика социальной помощи детям-сиротам в России имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.
В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов, и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. ............