Часть полного текста документа:Опекун русского модерна Савва Иванович Мамонтов - один из самых значительных представителей русских промышленников (выходцев из купеческого сословия) и меценатов. Можно смело сказать, что ему должно быть "вечно обязано" ни одно поколение русских художников, причем, самой "высокой пробы" - мастеров зрелого реализма и модерна - стиля, сложившегося на переломе XIX и XX веков и давшего мощный резонанс в русской изобразительной культуре. Открытиями модерна, его эстетическими формулами и техническими достижениями будут пользоваться ещё лет двести, пока какой-нибудь вновь образовавшийся Высокий Стиль не завоюет сердца людей. Много сделал Мамонтов и для отечественной музыки, организовав в 1885 году Московскую Частную русскую оперу, объединившую поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись. Он был не только её создателем, но и режиссером-новатором. Осенью 1896 года в Частную оперу пришел Федор Шаляпин, в следующем году - Сергей Рахманинов. Художниками-декораторами в оперном театре работали Константин Коровин, Михаил Врубель... Савва Иванович Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске. Сибирский городок этот был, несомненно, местом культовым, как и всё, что связано с именами и судьбами русских декабристов. Семья Мамонтовых была из тех, кто помогал политическим ссыльным. В их доме бывали Иван Пущин (лицейский друг Пушкина) и Матвей Муравьев-Апостол... Всю свою жизнь Савва Мамонтов будет особо вспоминать значение декабристов в его жизни. Семейной торжественной тайной была родство отца с кем-то из них. Скорее всего, это было легендой, но, думается, что высокий дух декабристов (так почитаемых русскими людьми) и сибирские просторы оказали решающее влияние на формирование личности Саввы. Мамонтов был крепок духом, многогранен, необычайно талантлив во многих областях. В 1850 году семья Мамонтовых переехала в Москву, где Савва начал учиться в гимназии. Был он недисциплинированным учеником, бунтарем и вожаком, обожаемым одноклассниками. Впоследствии Савву Ивановича также преданно будут любить все актеры созданной им оперно-театральной труппы... После гимназии, которую он с трудом окончил, Мамонтов получил юридическое образование в Московском университете. Семейной торжественной тайной была родство отца Саввы Ивановича с кем-то из декабристов. Скорее всего, это было легендой, но высокий дух декабристов и сибирские просторы оказали решающее влияние на формирование личности Саввы. Всему "третьему поколению" русских промышленников-меценатов свойственно, несомненно, "творческое" отношение к предпринимательству. Кроме этого, все они унаследовали большие состояния, все почитали своих дедов, которые разворачивали своё дело буквально "с нуля", все - честь и слово русского купца ставили превыше всего. Они обладали "государственным" мышлением, принимали активное участие в делах управления Москвой, страной, были активными общественными деятелями. С особой трогательностью и вниманием относились они к людям культуры, считая их представителями нового, только зарождающегося в России, полнокровного периода в культуре. Кажется, что эти богатые и значительные люди и были созданы ради его опеки и защиты. Но это только кажется. В который раз приходится писать о том, что в мирное время этот круг предпринимателей сделал бы для России во сто крат больше... После возвращения из-за границы, куда Савва был буквально "сослан" отцом за слишком большое увлечение театром и театральным миром, молодой купец быстро освоился в семейном деле и стал преуспевать. ............ |