Содержание
Введение
Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Структура и функции культуры
«Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего – проблема, связанная с понятием «культура», структура культуры (соотношение материальной и духовной культуры), функции культуры (познавательная, коммуникативная, регулятивная, семиотическая), соотношение понятий «культура» и «цивилизация», различение Ф. Бродель, противопоставление О. Шпенглер.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).
В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство.
Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.
Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.
Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершении», т.е. хозяйственные задачи.
Явления культуры изучают множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия.
Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура – прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. «Образ культуры» во всех науках представлен по-разному.
Термин «культура» восходит к латинскому cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличии от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. ............