Часть полного текста документа: Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тобольский Государственный Педагогический Институт имени Д.И. Менделеева" Кафедра Отечественной истории и социально- экономических наук Реферат Тема: Опричнина Выполнил: Студент БХФ 11 группы Князькин К.М. Научный руководитель: К.и.н. доцент Басманов В.И. Тобольск-2004 План: Введение 1. Предпосылки опричнины 2. Начало опричнины Заключение Список использованной литературы Введение Одной из интересных страниц Отечественной истории по праву считается период правления Ивана Грозного. В борьбе с самостийностью боярства Иван Васильевич прибегает к жестоким, деспотическим мерам, которые получили своё название-Опричнина. Тему "Опричнина" следует отнести к хорошо изученным. В исторической литературе имеется большое количество источников просвещенной данной теме. Наиболее подробно рассмотрел и описал детство Ивана Васильевича, Артёмов М.Е.в книге "История России". Идея автора о том, что деспотизм Ивана IV был заложен в его детстве представляется весьма близкой. Из общего количества литературы следует выделить работу Понекяхв В.М. "Холопство в 16 начале 17 века".В которой автор более подробно останавливается на причинах опричнины. Работы этих историков помогли мне понять сущность опричнины и причины, которые лежат в её основе. Данную тему я раскрыл в двух параграфах. В первом параграфе своего реферата я рассматривал причины, которые просматриваются, по моему мнению и многих историков, в детстве Ивана Василевича и его недоверчивом характере. Во втором параграфе реферата я рассматривал начало и ход опричнины. В своём реферате я использовал подстрочные сноски. Что бы понять причины деспотического характера Ивана ІV я затронул, в данном реферате, детские годы Ивана Грозного как причину его отношения к боярству. Хронологические рамки которые охватывает реферат это декабрь 1564г. и осень 1572г. Территориальные рамки Московское государство. Для написания реферата я задался целью понять одну из величайших загадок в истории России. Предпосылки опричнины После смерти Василия III в 1533 г., наследником остался его трех летний сын Иван и регентшей мать его Елена Васильевна (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный смышленым умом, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: "Бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и, положив ногу на стул, а на нас не смотрит"1. В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. ............ |