Часть полного текста документа:Оптимизация тренировочного процесса гимнасток в подготовительном периоде Кандидат педагогических наук Абу Алькешек Мухаммед, Ярмукский университет, Ярмук, Иордания Цель проведенного исследования - разработать и эксперимен тально проверить тренировочные программы и специальные комплексы восстановительных средств для оптимизации тренировочного процесса гимнасток 15-16 лет в подготовительном периоде. Методы. Применялся комплекс исследовательских методик, позволяющих выявить наиболее важные показатели физиологических и психомоторных функций, характеризующих максимальную силу различных мышечных групп, скоростно-силовые показатели, быстроту реагирования, тремор мышц рук, функции зрительного анализатора, максимальную частоту движений гимнасток. Вместе с тем применяемые методики позволили получить важную информацию о динамике функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, а также зрительного анализатора гимнасток и, таким образом, использовать эти методики для педагогической диагностики. У каждой спортсменки определялись показатели максимальной силы мышц рук и спины, времени простой и сложной двигательной реакции, максимальной частоты движений, данных КЧСМ, тремора мышц рук, высоты прыжка. Результаты . В процессе исследований с многократной регистрацией в течение дня девяти показателей установлены особенности суточной динамики психомоторных функций у гимнасток. На основании экспериментальных данных разработан рациональный суточный режим и выбрано оптимальное время для дневных (10.00 - 12.00 ) и вечерних (18.00 - 20.00) тренировок. Определены важные для тренерской практики данные амплитуды суточных изменений показателей психомоторных функций: время простой двигательной реакции - 5%, время сложной двигательной реакции - 10%, максимальная сила мышц кисти - 10%, максимальная сила мышц спины - 9%, высота прыжка - 11%, максимальная частота движений - 10%, показатели КЧСМ - 6%. Разработаны и экспериментально проверены современные тренировочные программы для различных недельных микроциклов (развивающего, ударного) подготовительного периода. В процессе комплексных исследований с многократным тестированием выявлены закономерные изменения процессов утомления и восстановления у гимнасток в разработанных недельных микроциклах (развивающем, ударном). В последние дни недельного микроцикла и особенно в ударном микроцикле у гимнасток отмечались явные признаки кумуляции утомления, что проявлялось в снижении уровня психомоторных функций и замедлении темпов их восстановления в ближайшем и отдаленном периодах восстановления. В соответствии с экспериментальными данными о суточной и недельной динамике психомоторных функций у гимнасток были разработаны и апробированы два специальных комплекса, включавших педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности. Среди гигиенических использовались наиболее эффективные и доступные средства восстановления: гидропроцедуры (теплый, горячий, контрастный души, хвойные ванны); различные виды спортивного массажа (общий восстановительный, гидромассаж, кратковременный восстановительный, самомассаж, предварительный разминочный); различные методики приема банных процедур (баня с паром, кратковременный заход в баню, баня с контрастными водными процедурами). В результате проведения сравнительных последовательных параллельных педагогических экспериментов в различных недельных микроциклах было установлено, что применение разработанных нами специальных комплексов способствова ло интенсификации восстановительных процессов у гимнасток, обеспечивало улучшение функционального состояния и повышение их спортивной работоспособности на протяжении как дня, так и всего недельного микроцикла. В процессе сравнительного параллельного педагогического эксперимента на протяжении подготовительного периода развивающего мезоцикла были выявлены эффективность и особенности применения разработанных нами специальных комплексов восстановительных средств. ............ |