Опыт унификации проведения государственных закупок за рубежом
К внутреннему законодательству Республики Беларусь о государственных закупках товаров (работ, услуг) относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) (параграф 4 гл. 30 "Поставка товаров для государственных нужд"; параграф 5 гл. 37 "Подрядные работы для государственных нужд"; ст. 417-419 ГК, регламентирующие процедуру проведения торгов), Закон Республики Беларусь от 24.11.1993 № 2588-XII "О поставках товаров для государственных нужд", а также значительное число подзаконных нормативных актов, актов, регламентирующих процедуру госзакупок (в том числе тендеров) в рамках отдельных министерств и государственных концернов (например, Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь"). В основном все эти нормативные правовые акты регулируют процедуру внутренних закупок. При проведении госзакупок за рубежом необходимо учитывать соответствующую специфику, которая определяется:
а) международно-правовыми актами;
б) национальным законодательством Республики Беларусь, регулирующим процедуру заключения и исполнения внешнеторговых контрактов.
На международном уровне принят специальный акт - Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг, который сопровождается Руководством по его применению. Окончательный вариант Типового закона принят на 27 сессии ЮНСИТРАЛ в 1994 г. До этого был принят предварительный вариант, по сравнению с которым окончательный распространяется не только на товары (работы), но и услуги.
Сфера применения типового закона
Типовой закон - это не закон прямого действия. Это лишь образец для государств при принятии соответствующего национального закона. Сразу же после принятия Типового закона два государства - Польша и Албания - приняли свои национальные законы, основанные на данном нормативном акте (Записка ЮНСИТРАЛ A/CN.9/428, 21 May 1996. P.9). Вместе с тем Типовой закон представляет интерес и для других стран не только как возможная модель для своего национального законодательства, но и как обобщение опыта в сфере государственных закупок за рубежом.
Типовой закон достаточно объемен и состоит из 57 статей. Однако сфера его регулирования направлена только на процедуру заключения контрактов на закупку товаров (работ, услуг) и не регламентирует процедуру их исполнения. Положения Типового закона не применяются при наличии соответствующего международного договора (Соглашение ГАТТ о правительственных закупках, соответствующие директивы ЕС, двусторонние соглашения между государствами и др.) Не относится он, как правило, и к закупкам, связанным с национальной обороной и безопасностью, а также к тем закупкам, которые государство пожелает исключить. Сам Типовой закон носит рамочный характер и содержит значительное число отсылок к подзаконным нормативным актам государства, которые могут уточнять и детализировать его отдельные положения.
Цели типового закона
Основная цель Типового закона, как подчеркивается в Руководстве по его применению, состоит в том, что "когда государство, принимающее Типовой закон, включает установленные в нем процедуры в свое национальное законодательство, возникает возможность создания таких условий, при которых общество может быть уверено в том, что государственные закупающие организации будут расходовать государственные средства с чувством ответственности и на основе отчетности и таким образом добиваться справедливой цены, а также создания такой обстановки, в которой стороны, обращающиеся к правительству со своими предложениями о продаже, могут быть уверены в справедливом обращении с ними" (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг с Руководством по его применению. ............