Часть полного текста документа: (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net) В рамках проекта "Работай головой!" ПЛАН 1. Введение. 2. Работа над содержанием публичного выступления. 3. Эвристическая риторика. 4. Логика речи. 5. Культура речи. 6. Вывод. ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО Слово "риторика" каждый из нас воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерством, у других "риторика", "оратор", "ораторское мас- терство", "красноречие" - это слова одного синонимического ряда, у третьих слово "риторика" выступает как синоним крас- нобайства, пустословия, что характеризует способности с по- мощью речевых средств увести от истины, заговорить, закамуф- лировать свои истинные намерения и цели. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Если представить себе, что завтра вам предстоит публич- ное выступление, то вы с неизбежностью начинаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убедительным - вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе. Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор - зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством. Говорят, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Вместе с тем ораторский успех во многом зависит от эффектив- ности работы над содержанием каждого отдельно взятого пуб- личного выступления. Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступле- ний наиболее талантливых ораторов показывает, что способнос- ти к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства ора- тора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который мо- жет и не состояться, если не вложен труд в разработку содер- жания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения ос- новных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов. Нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов: 1. Потбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2. Составление плана, распределение собранного материа- ла в необходимой логической последовательности. 3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержа- ния. 4. Заучивание, запоминание текста речи. 5. Произ- несение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Как видим, классическая риторика исключительно большое зна- чение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на под- готовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно". Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфе- на не просто поучительно. ............ |