План
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ... 3
Определение и характеристики... 3
Однородность культуры... 8
Сильные и слабые культуры... 10
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ... 14
Как создаются организационные культуры.... 14
Поддержание культуры посредством социализации... 15
Изменение организационной культуры.. 18
Заключение.. 19
ВВЕДЕНИЕ Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»[1]. В другой работе сделан такой вывод: «Теперь, в 1990-е гг., мы понимаем, что корпоративная культура имеет важнейшее значение для успеха организации и с трудом поддается изменению»[2]. Хотя по этой теме накоплено еще очень мало материалов, начинают появляться свидетельства, основанные на серьезных исследованиях, того, что вариации культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров в организации и, возможно, на эффективность деятельности работников.
В данной работе прежде всего дается определение организационной культуры и ее основных характеристик, после чего рассматриваются различные типы культуры. Оставшаяся часть главы посвящена вопросам создания, поддержания и изменения организационной культуры.
ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Люди испытывают воздействие той культурной среды, в которой они живут. Например, человек, выросший в семье, принадлежащей к среднему классу, усваивает ее ценности, убеждения и поведенческие модели. То же самое справедливо и в отношении членов организации. Люди, работающие в ЗМ, PepsiCo, Wal-Mart или какой-либо другой компании с давно сложившейся культурой, будут усваивать ценности, убеждения и модели поведения, характерные для этой организации. Общество обладает социальной, культурой; место, где работают люди, обладает культурой организационной.
Определение и характеристики В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.
Национальная культура -> Организационная культура ->Рабочая культура->Культура команды
На схеме показано соотношение взаимовлияния культур различных уровней. При этом отметим, что:
национальная культура – это культура страны или меньшинства в стране;
организационная культура – культура корпорации, предприятия или ассоциации;
рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности общества;
культура команды – культура рабочей или управленческой команды.
Организационная культура – это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». ............