Введение
Терроризм в настоящее время стал широкомасштабным явлением, представляющим угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства. Однако до сих пор нет единого определения данной категории. Закон Российской Федерации «О противодействии терроризма» трактует его как «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Терроризм
В практике борьбы с терроризмом на первое место до недавнего времени выходил принцип реагирования. Функционирование этого принципа можно представить в виде следующей схемы: вызов (опасность, угроза, риск) – ответ – результат – анализ результата – корректировка ответа. В то же время необходимо учитывать, что даже если контртеррористическая операция была проведена успешно, нельзя говорить о её абсолютной эффективности. Связано это с тем, что последствиями теракта могут быть: деформация общественного сознания, разрушение ценностей, на воссоздание которых требуются десятилетия. В обществе, подвергшемся террористической атаке, происходят трансформационные процессы, проявляющиеся в этнической и религиозной нетерпимости. Меняется восприятие терроризма - он становится чем-то неизбежным. Более того, «страх за собственную жизнь и жизнь детей своих ввергает всех людей в состояние тревоги, постепенно, медленно и неуклонно парализует их волю». Посеянные в обществе страх и паника являются, по большому счету, главной целью террористов, т.к. именно эти чувства порождают широкий общественный резонанс, усиливая эффект насилия. Более того, названные выше формы социальной деформации наряду с различными социально-политическими, культурными, духовными и пр. противоречиями относят к факторам возникновения терроризма. Т.о. можно заключить, что принцип реагирования нельзя назвать самым действенным в вопросе борьбы с терроризмом.
Как следствие этого, на первое место выходит необходимость в превентивных действиях, и с середины 80-х годов начинается выработка новых принципов, новых инструментов и новых процедур. Так, И. Валлерстайном были созданы основания методологии предотвращения, а в середине 90-х – началась концептуализация политики предотвращения, определённая завершенность которой состоялась благодаря исследованиям Кофи Аннана, Генерального Секретаря Объединённых Наций 1998-2005 годов.
Ниже приведены некоторые направления предупреждения эндогенного терроризма:
оказание мощных профилактических воздействий на общественные процессы и явления, обладающие террористическим эффектом;
создание системы предотвращения террористических актов, ориентированной на распознавание объектов и субъектов терроризма, способной тем самым прогнозировать планы террористов на перспективу.
Если последний пункт связан больше с развитием и усовершенствованием оперативно-агентурной работы, то первый – с условиями и факторами возникновения терроризма. Т.е. встает вопрос об оздоровлении атмосферы в стране, ликвидации разрыва между обществом и государством, возвращении доверия народа к органам власти. Также необходимо упомянуть о том, что теракт являет собой своего рода способ общения. ............