ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА: ФИЛОСОФИИ .
Контрольная работа
ДИСЦИПЛИНА : Психология и педагогия
г. Набережные Челны
2009г.
Содержание
Введение
1. Душа как предмет психологических знаний
1.1 Вопрос о природе души с точки зрения материализма
1.2 Идеалистическое понимание души в античной психологии
2. Развитие психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения
2.1 Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
3. Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIX века
3.1 Выделение сознания как критерия психики
3.2 Становление эмпирической психологии
3.3 Становление ассоциативной психологии
4. Зарождение психологии как науки
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время общим предметом психологии является психика и психические явления во всем их многообразии, но за все время существования психологии как в рамках философии и религии, так и в качестве науки, ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний человека о мире и себе.
Итак, будут освещены основные этапы эволюции предмета психологии, их особенности и значение в историко-психологическом контексте. Формирование предмета психологии подразделяется на 4 периода:
1. Психология как наука о душе (… до н. э. – XVII в. н. э.)
2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина ХХ в.)
4. Психология как наука о психике (середина ХХ в. – настоящее время)
Объектом исследуемой тематики являются все те процессы, эмоции, механизмы, мотивы посредствам которых человек осуществляет свою деятельность.
Цель работы – изучение процесса становления предмета психологии во всей своей динамике, его особенности в каждом периоде.
Думаю, не вызывает сомнений также и актуальность данной темы, поскольку проблематика предмета психологии до сих пор более чем неоднозначна; вплоть до того, что имеет смысл говорить о ее полипредметности.
Одним словом, процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс не менее важен, чем результат - наука психология.
1. Душа как предмет психологических знаний
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. [4]
В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (лат. “anima” – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.
Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. ............