Часть полного текста документа:Основные положения, понятия и факты гештальтпсихологии. История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912г.). Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и принципом ассоциаций. 1. Основные понятия: Гештальт - целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса). Эксперимент - 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии. Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю. Метод - феноменологический метод - непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение). 2. Основные принципы: Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов). Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. 3. Исследования зрительного восприятия. В качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей считается зрительный образ, фигура на фоне. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.). Целостный образ - это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Свойства фигуры и фона: фигура выглядит интенсивнее, чем фон контур воспринимается как принадлежащий фигуре фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой. Законы восприятия: Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон); Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к "хорошей фигуре", к упрощению восприятия; Закон дополнения до целого ("амплификация", если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое). Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. ............ |