Основные стадии создания асу
Введение
Выделение отдельных стадий создания АСУ и определение содержания работ на каждой стадии имеет существенное значение для более четкого планирования, оперативного контроля и управления деятельностью коллектива разработчиков и отдельных исполнителей.
Создание эффективно действующей АСУ немыслимо без тесного взаимодействия и сотрудничества разработчиков системы и будущих ее пользователей. На разных стадиях это сотрудничество меняется по содержанию и объему, поэтому для каждой из них важно регламентировать права и обязанности заказчика и разработчика.
Специфика АСУ предопределяет некоторую размытость границ между стадиями, одновременное выполнение работ более ранних и более поздних стадий. В этих условиях регламентация становится особенно необходимой.
Наиболее существенное значение имеет выделение стадий разработки для крупных и не имеющих аналогов систем, где требуется выделение дополнительных стадий и введение различных методов декомпозиции системы для параллельного и взаимосвязанного проектирования отдельных ее частей.
1. Регламентация порядка разработки
Разработка новых и развитие действующих АСУ регламентируется общеотраслевыми руководящими методическими материалами (ОРММ), обязательными в части состава, содержания и порядка выполнения работ для всех организаций, разрабатывающих и внедряющих АСУ.
АСУ является сложной системой, состоящей из взаимосвязанных подсистем функционального и обеспечивающего назначения. Если на предприятии или в производственном объединении создается специализированная АСУ, например автоматизированного проектирования, и функционирует АСУ предприятием, то должно быть обеспечено их тесное взаимодействие. АСУ предприятием или производственным объединением также должна взаимодействовать с отраслевой АСУ в соответствии с подчиненностью, а также с АСУ тех предприятий и объединений, с которыми существуют производственные или иные связи. Взаимодействие предусматривает прежде всего функциональные связи по решаемым задачам, которые для отраслевых АСУ и АСУ предприятиями реализуются в рамках функциональных подсистем. Задачи, решаемые на уровне предприятия, выдают исходную информацию для решения аналогичных, но обобщенных задач на уровне отрасли. В то же время задачи отраслевого уровня создают управляющую информацию для задач предприятия. В "ручных" системах такие связи реализуются в виде документо-потоков, в наиболее развитых АСУ - по каналам связи между ЭВМ, что требует соответствующих технических средств, лингвистического и программного обеспечения.
АСУ производственным объединением создается, как правило, на базе собственного вычислительного центра (ВЦ) с разветвленной сетью терминалов различного типа. В соответствии с ОРММ разработчиком АСУ являются специализированные научно-исследовательские и проектные организации. Заказчиком таких работ являются производственные объединения и предприятия, для которых создается АСУ. В некоторых случаях предприятие или объединение создает АСУ самостоятельно, используя специальное подразделение ВЦ или вне его. В этом случае оно само получает права, обязанности и несет ответственность как разработчик.
Установлены следующие стадии создания АСУ: предпроектная, включающая разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание АСУ; разработки проектов, включающая разработку технического и рабочего проектов, а для небольших АСУ - единого технорабочего проекта системы; ввода в эксплуатацию, включающая проведение монтажных и пусконаладочных работ по технической части системы, завершение мероприятий по подготовке предприятия к внедрению АСУ, опытную эксплуатацию и приемо-сдаточные испытания системы.
Технико-экономическое обоснование является предпроектным документом, подтверждающим экономическую целесообразность и производственную необходимость создания АСУ. ............