Вопросы по менеджменту
1.Менеджмент как наука, искусство и практика управления.
2.Возникновение и основные этапы (школы) развития научного менеджмента
3.Субъекты и объекты управления. Структура системы управления.
4.Понятие организации. Классификация организаций.
5.Предприятие (фирма) как объект управления.
6.Внутренняя и внешняя среда предприятия.
7.Организационно-правовые формы предприятий, обществ и товариществ.
8.Подходы в менеджменте: процессный, системный, ситуационный.
9.Понятие и значение функций менеджмента. Общие и частные функции менеджмента.
10.Функция «постановки цели». Виды целей организации и требования, предъявляемые к ним.
11.Функция «планирование».
12.Функция «организационная деятельность».
13.Функция «управленческий контроль».
14.Функция «стимулирование». Теории мотивации.
15.Принципы менеджмент, их классификация.
16.Общая характеристика методов менеджмента. Экономические методы.
17.Административно-организационные методы менеджмента.
18.Социально-психологические методы менеджмента.
19.Сущность и виды коммуникаций. Организационные коммуникации.
20.Элементы и этапы коммуникационного процесса.
21.Межличностные коммуникации: особенности и барьеры.
22.Понятие о содержание управленческого решения, требования, предъявляемые к нему.
23.Виды управленческих решений.
24.Этапы принятия и реализации решений.
25.Методы принятия решений.
26.Понятие «стиль управления». Классификация и характеристика основных стилей управления.
27.Понятие «конфликт» и причины его возникновения.
28.Классификация конфликтов. Характеристика основных типов конфликтов.
29.Способы разрешения конфликтов.
30.Понятие организационной структуры управления и их основные типы.
31.Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки.
32.Дивизиональные (дивизионные) организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки.
33.Матричные организационные структуры. Их достоинства и недостатки.
34.Проектные (программно-целевые) организационные структуры. Их достоинства и недостатки.
35.Механизм и принципы формирования организационных структур управления предприятием.
36.Сущность, функции и цели инновационного менеджмента.
37. Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
38.Особенности предпринимательского менеджмента.
39.Сущность и содержание антикризисного менеджмента.
40.Понятие, критерии и показатели эффективности менеджмента.
В.1. Менеджмент как наука, искусство и практика управления.
Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство.
· Менеджмент как наука управления возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению.
· Менеджмент как практика управления - это эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности.
· Менеджмент как искусство управления - это сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.
Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт.
· Менеджмент как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой:
- планирование;
- организация;
- управление;
- контроль.
· Менеджмент как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения.
Менеджмент включает три уровня управления:
1. Высший (ТОП) - президенты, генеральные директора, управляющие.
2. Средний (МИДЛЕ) - директора филиалов, начальники цехов, отделов.
3. Низовой (ЛОВЕР) - начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера.
В.2. Возникновение и основные этапы (школы) развития научного менеджмента
Общая классификация школ управления:
1. Школа научного управления.
2. Классическая (административная) школа управления.
3. Школа человеческих отношений.
4. Школы поведенческого направления.
5. Современные школы менеджмента.
Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. ............