ТЕМА 1. ХРОНОЛОГИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПР В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- Древние корни ПР.
Искусство общения с другими и умелое использование такого мощного оружия, как общественное мнение, коренится еще в античных временах.
Примеры:
- 1800 г. до н.э. письменные материалы на территории Ирака
- «Должностные обязанности» королевских шпионов в древней Индии
- Идеи и фразы ученых античности и средневековья перекликаются с современными концепциями общественного мнения
Vox populi, vox Dei – «Глас народный – глас Божий»
- Лорд-канцлер как «хранитель королевской чести»
- Зарождение ПР в США (1600 – 1799 гг.)
Ключевая особенность ПР на этом этапе состоит, в том что это была деятельность преимущественно политическая.
Этот период необходимо разделить на 2 этапа:
- начальный период колонизации
- американская революция
ПР-инструменты:
листовки, газеты, известные личности, лозунги, символы, риторика, организации, сеть печати и распространения своих взглядов, а также парады, шествия, выставки, праздники, стихи, песни, шаржи, фейерверки, портреты и т.д.
Исторические даты:
1620-ые – Акция Виргинской компании
1643 – выход в свет 1-ой брошюры
1758 – выход в свет первого пресс-релиза
1775 – Комитет согласия
1787 – 1788 – «письма 85 федералистам», принятие Конституции
Вывод: Именно в США была создана атмосфера свободного обмена мнениями, которая привела развитие ПР к их нынешнему полностью сформировавшемуся состоянию.
- Эпоха развития отношений с прессой и гласность (1800 – 1899 г.)
Рост крупных городов, значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формирование гигантских корпораций, которые наступали на права мелких собственников и фермеров, и как результат ответной реакции – протесты, митинги и т.д., активная роль профсоюзов обусловили смещение акцентов в области ПР в сторону регулирования социально-экономических отношений.
Организация ПР начинает играть заметную роль в конкурентной борьбе, построении отношений с профсоюзами, решении производственных задач, поддержке различных форм экономической активности.
Основные инструменты: связь с прессой и гласность.
Исторические даты:
1824 – внедрение парового двигателя
1830 – Амос Кендал внедрил новые приемы ПР, появилась система обязательного начального образования
1833 – появление 1-ой массовой газеты
1850 – пресс-агенты на железных дорогах и в цирках
1889 – создание первого отдела корпоративных пресс-агентов
1897 – американская ассоциация железных дорог впервые использует термин «паблик рилейшинз».
Вывод: Появление массового читателя и набора средств массовой информации, обусловили дальнейшее развитие ПР.
- Эпоха корпоративных писателей (1900 – 1939 гг.)
Г. Почепцов:
«Реально ПР возникли в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой. США первыми прошли путь монополизации, поэтому здесь в конце 19 – начале 20 века и возникли первые варианты реализации идей ПР».
Основные этапы ПР в данный период:
1. Эпоха подготовки почвы (1900 – 1917 гг.)
В этот период происходили публичные скандалы вокруг монополий и коррумпированных чиновников.
- Фрэнк Норрис: «Осьминог» (1901), «Яма» (1903)
- Ида Тарбелл: «История компании Стандарт Ойл»
- Эптон Синклер: «Джунгли» (1906)
- 1906 – принятие закона о чистоте продуктов питания и лекарств
Основные даты:
1903 - Айви Ли обращается в практике ПР
1907 - «Декларация принципов»
1914 – Рокфеллер нанимает Ли для исправления своей репутации
2. Период первой мировой войны (1917 – 1919 гг.)
1-ая мировая война придала практике ПР новый наступательный импульс.
Важные события и факты:
1. Комитет по общественной информации
2. Компания по сбору средств «Займ во имя свободы»
Вывод: данный период показал впечатляющие возможности организованной пропаганды, проводящейся с целью возбуждения пламенного патриотизма.
3. Эпоха экономического бума 20-х (1919 – 1929 гг.)
Основные факты и даты:
1920 – принятие «сухого закона», триумф суфражисток
1923 – вышла первая книга по ПР «Кристаллизуя общественное мнение». ............