Днепропетровский государственный университет
внутренних дел
Кафедра «Тактико-специальной подготовки»
Реферат
по дисциплине „Автомобильная подготовка”
на тему:
„Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность”
Выполнил:
курсант 301 у.г.
рядовой милиции
Польшин С.В.
Проверил:
преподаватель
каф. тактико-специальной подготовки
Макаревич В.В.
Днепропетровск
2007
План
1. Психофизиология водителя…………………………………………………3
2. Внимательность водителя…………………………………………………..5
3. Быстрота реакции водителя…………………………………………………6
4. Физическая подготовка водителя…………………………………………..8
5. Надежность водителя……………………………………………………….11
Литература………………………………………………………………...16
1. Психофизиология водителя.
В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.
К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым программам, согласованным с управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет.
Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:
· ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);
· восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;
· психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;
· внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;
· эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);
· оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;
· личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. ............