Часть полного текста документа:Идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Э. Дюркгейма 1. Идейно- теоретические предпосылки творчества Э.Дюркгейма Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением капитализма в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим обострением экономического и социально- политического кризиса.. В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости морально- политического климата, отсутствием строгих моральных правил, несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций. В философии главную роль играли спиритуалисты. Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер, Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению важных мировоззренческих проблем. Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формой человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта "философия науки" создавалась с широким привлечением идей немецкой идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное распространение получило во Франции неокантианство, представленное неокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувье пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создавать свои собственные моральные принципы, которые рассматривались им как источник исторического развития. Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20 века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике механистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки религии. В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность позитивизма, его неспособность разрешить проблемы индивида, рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная и безвольная "вещь", породила бурный успех философии А. Бергсона с ее иррационализмом, интуитивизмом. К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с презрением некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составляли последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание отдельных социальных феноменов. Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли интересы к развитию количественных эмпирических исследований, которые проводились для различных государственных учреждений, стремясь придать им более систематический и цельный характер. Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник органицистской теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в теорию "общества - сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали проблемы природы общества, взаимоотношений общества и индивида. Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо - идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линии в развитии западной философии и социологи был марксизм. Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки и культуры. Творчество Э. ............ |