Тема: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
Образовательные, воспитательные, развивающие цели
- актуализировать представление студентов о содержании понятий "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни"; способствовать усвоению студентами содержания понятий "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка", пониманию взаимосвязи данных понятий и обозначаемых ими систем; формировать систему знаний студентов о здоровом образе жизни и роли физической культуры в обеспечении здоровья;
- способствовать формированию сознательного и ответственного отношения студентов;
- развивать умения студентов, анализировать и синтезировать содержание используемых понятий, структурировать лекционное содержание, самостоятельно формулировать выводы.
Вопросы для обсуждения
1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
5. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни
6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
Основные понятия темы: "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни", "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка".
Основное содержание лекции
1. Понятие "здоровье" как ценность и факторы, его определяющие, содержание и критерии
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья
Сфера Значение для здоровья, примерный удельный вес, % Группы факторов риска Образ жизни 49-53 Вредные условия труда, плохие материально-Бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, испорченность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др. Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения Здравоохранение, медицинская активность 8--10 Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания
Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) "здоровье" и "норма" - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. ............