Часть полного текста документа: Особенности амарнского периода Египетского искусства Сверкает и блестит на горизонте утром, Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной. И тает мрак ночной под сенью рук горящих. Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. И на ноги встает от сна восставший люд. Омыв себя водою и взяв свои одежды, Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. Во всей земле твоей творят свою работу. И мирно бродит скот на пастбищах своих. Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, И птицы вылетают из гнезд своих ночных. гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона) Конец XVIII династии (конец XV - начало XIV в. до н. эр.) - это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее "Ахетатон", что значит "Небосклон Атона". По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется "амарнским". Сам он также принял новое имя - Эхнатон - "Дух Атона". Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие. Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. ............ |