Часть полного текста документа:Особенности эмпатии у старшеклассников Н. П. Ансимова, О. В. Тютяева В подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. "Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении" [9. С. 64]. Мы исходим из понятия, предложенного И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия - целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [15]. Известно, что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазы эмоционального заражения в период новорожденности и заканчивая просоциальным поведением в более поздние возрастные периоды. В разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались зарубежные ученые (А. Валлон [1], Л. Мерфи [1], М. Хоффман [12], П. Массен [12],Н. Айзенберг [5]) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова [2], В. В Зеньковский [4], Г. Ф. Михальченко [8], Л. А. Сивицкая [13], В. П. Кузьмина [6], И. М. Юсупов [15], М. В. Осорина [10]). Дадим краткую характеристику возрастных особенностей эмпатии, свойственных периоду подростничества и юношества. Центральное социально-психологическое новообразование подросткового возраста - развитие Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [7], [14]. "К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого" [3. С. 58]. Эксперименты Т. П. Гавриловой [2], проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию к спонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания. Исследование эмпатийного потенциала сельских подростков 14-15 лет, проведенное И. М. Юсуповым [15], позволяет говорить о сохранении тенденции уменьшения сопереживания и роста сочувствия и альтруистического поведения. Именно в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии. ............ |