Часть полного текста документа:Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков О.А.Волкова      В настоящее время понятие "социализация" широко используется в философских, психологических и педагогических работах, но сущность её исследуется с разных позиций: с одной стороны, социализация рассматривается как результат развития человека, а с другой - как его компонент. При этом авторы единодушны в одном: в процессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок не только обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность.      Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иначе говоря, социальная автономность предполагает "реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, её самооценке" (Р.Бёрнс). Рассматривая психологию самосознания, И.Кон опирается на модель, предложенную М.Розенбергом и включающую в себя ряд аспектов. По его мнению, измерения, характеризующие отдельные компоненты или "образ я" в целом, подразумевают:      устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах);      уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей);      самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности);      кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе).      Исходя из этого, можно определить следующие критерии социальной автономности подростков:      Когнитивный (осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития);      Мотивационный (понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения);      Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка).      Любое общество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное) препятствует формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих личности войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств является юмор, разновидность комического.      Философы разных времён по-разному определяют комическое. Существующие теории рассматривают комическое как:      Чисто объективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).      Результат субъективных способностей человеческой личности (Ж.Поль, Б.Дземидок).      Следствие взаимоотношений субъекта и объекта, то есть как субъективный образ объективного мира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук, А.М.Макарян, А.П.Московский, Н.Г.Чернышевский и др.)      При этом все исследователи комического отмечают, что явление, вызывающее смех, непременно содержит противоречие типа несоответствия: объект, воспринимаемый в качестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам знакомого - правильного, хорошего, красивого.  ............   |