МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 Федеральное агентство по образованию
 Государственное образовательное учреждение
 Высшего профессионального образования
 "Курский государственный университет"
 Филологический факультет
 Специальность 050301 (032900) РУССКИЙ ЯЗЫК И Литература
 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ 032901 Всемирная литература
 Заочная форма обучения (3,5 лет обучения)
 Кафедра литературы
 Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
 "Особенности изучения лирического произведения в старших классах"
 Выполнила:
 студентка 6 курса 3 группы
 Меринова Елена Евгениевна
 Научный руководитель:
 д. п. н., профессор
 Ачкасова Галина Леонтьевна
 2007
 
  Оглавление
 Введение
 Глава 1. Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников
 1.1 Особенности лирики как литературного рода
 1.2 Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками
 1.3 Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
 Глава 2. Лирика как предмет школьного изучения
 2.1 Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении
 2.2 Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
 2.3 Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования
 Заключение
 Список используемой литературы
 Приложение
 Тема. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века
 Тема. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта
 Тема. Люблю природу русскую
 Тема. Тема любви в лирике Есенина
 
  Введение Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.
 Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика” (Цит по: Камянов, 1978, с.5). В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.
 Одним из самых ярких русских лириков является С. Есенин. Значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве. Очевидно и то, что любовь к России и особенности национального самосознания роднят Есенина с Пушкиным. Используя слова И. Ильина о Пушкине, можно сказать, что Есенин тоже "был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем и больных узлов".
 Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер.  ............