Министерство образования и науки Российской Федерации
 Курсовая работа
 по курсу прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
 На тему:
 "Особенности моделирования социальных процессов"
 Выполнил:
 Проверила:
 Рязань 2008
 
  Содержание
 Введение
 Глава 1. Социальные процессы, сущность и их особенности
 1.1 Сущность социальных отношений
 1.2 Природа социальных процессов
 1.3 Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами
 Глава 2. Модели и моделирование
 2.1 Сущность, содержание и функции моделей и моделирования
 2.2 Виды моделирования. Математическое, имитационное и компьютерное моделирование
 2.3 Особенности моделирования социальных процессов
 Заключение
 Список использованных источников
 
  Введение В данной курсовой работе по теме “Особенности моделирования социальных процессов" я попытаюсь раскрыть основные методы и принципы моделирования в разрезе исследования социальных процессов, протекающих в обществе.
 Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в различных сферах социальной деятельности. Существующие и проектируемые системы можно эффективно исследовать с помощью математических моделей (аналитических и имитационных), реализуемых на современных ЭВМ, которые в этом случае выступают в качестве инструмента экспериментатора с моделью системы.
 В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к социальной сфере, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования.
 Методологическая основа моделирования. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objection - предмет). Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
 В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверке правильности гипотез большое значение в качестве метода суждения имеет аналогия.
 Обобщенно моделирование можно определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
 1) моделирование как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам;
 2) моделирование, заключающееся в построении некоторой системы-модели (второй системы), связанной определенными соотношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этом случае отображение одной системы в другую является средством выявления зависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом непосредственного изучения поступающей информации.
 Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что моделирование является неотъемлемой частью социального прогнозирования, а уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления социальной и другими сферами.
 Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки и построения моделей социальных процессов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов моделирования.  ............